Тема безумия в русской литературе

С2, С4, С5. Тема безумия в русской литературе

Тема безумия в русской литературе раскрывается разнообразно и ярко:  многие писатели и поэты так или иначе затрагивали ее.

Интерес к ней был во многом связан с появлением в литературе романтизма. Разочарование в идеалах Просвещения породило недоверие к возможностям разума и вызвало всплеск интереса к разного рода иррациональным явлениям. Актуализации проблемы безумия способствовали и особенности русской общественной жизни, в частности, объявление сумасшедшим П.Я.Чаадаева, а позднее и многих других инакомыслящих.

В романтической литературе была разработана новая формула безумия – сумасшествие героя было метафорой, раскрывающей трагедию «несовместимости идеала и действительности». Безумие обрело социальную мотивировку, заключающуюся в конфликте между гением и толпой. Гении становились или объявлялись безумцами, поскольку романтики видели в таком исходе возможность приобщения к высшей форме внутренней свободы.

В повести Н. А. Полевого «Блаженство безумия» сумасшествие интерпретируется в русле романтического понимания проблемы, о чем свидетельствует даже название. В основу повести положен принцип двоемирия – главных герой Антиох живет одновременно и в мире грез, и в мире реальном. Для человека обыденного это признак больного сознания. Но с позиции человека, приобщенного к высшему миру идей, безумие Антиоха – единственно возможное знание о мире. В этом случае справедливы слова Антиоха о том, что им разгадана «тайна бытия».

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, прототипом которого был, как известно, Чаадаев, объявлен фамусовским обществом сумасшедшим с большим энтузиазмом, поскольку это самый легкий способ возвыситься всем миром над человеком, чьи взгляды слишком прогрессивны, необычны или социально опасны.

Так невольно писатель напророчествовал Чаадаеву его судьбу.

Повесть Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего» представляет собой качественно новый закон в разработке темы безумия – В.Г.Белинский назвал повесть «психиатрической историей болезни». Несмотря на использование фактического материала о жизни душевнобольных, не отрицается и феномен безумия, его непостижимость. Автор изображает социальное безумие, порожденное ненормальным устройством общества, где человек становится «полем», «черепахой», а ценность личности определяется статусом в социальной иерархии.

Иначе определяет тему безумия Ф.М.Достоевский. В его произведениях безумие истинное наступает после духовного потрясения, когда уже невозможно остаться прежним. Так, после гибели мужа, после его поминок сходит с ума Катерина Ивановна Мармеладова, после гибели Настасьи Филипповны сходит с ума и позднее умирает князь Мышкин. Образ идиота в одноименном романе Достоевского предполагался подобием образа Христа. Однако хотя князь Мышкин остался человеком, он разительно отличается от остальных героев романа – но его, в отличие от Чацкого, уважали и ценили. Эпилептические припадки, свойственные герою, указывают на плачевное состояние его здоровья, однако настоящее безумие овладевает им после гибели любимой женщины – убийство поражает князя Мышкина, органически не терпящего грубости.

В «Мастере и Маргарите» тема безумия фигурирует, но не становится центральной – Мастер оказывается человеком, действительно психически сломленным во время общественной травли, подверженным страхам. Ивана же Бездомного лишь признают сумасшедшим, оттого что не верят в его контакты с нечистой силой. В произведении подробно описана больница, где происходит часть действия. Атмосфера, царящая там, наполнена гармонием, теплом и покоем, чем качественно отличается от беснующегося мира Москвы.

И это отличает клинику Стравинского от  той, что была описана в «Алом цветке» В.М.Гаршина или, тем более, от Палаты №6 А.П.Чехова. Да и сами герои занимают иную позицию. Если Бездомный смиряется со своим положением, постепенно привыкая к новой жизни, отходя внутренне от прежних ценностей, то герой Гаршина погибает в борьбе с цветком, в облике которого он видит всё зло человечества, а чеховский Громов до самого конца остается страстным борцом против всей системы социального неблагополучия, так ярко проявляющей свои черты в отделении для сумасшедших.

Пашина Ольга, 11 класс, 2013

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Новости сайта, Образцовые сочинения в формате ЕГЭ по литературе, Сквозные темы русской литературы and tagged , Гаршин, , , , , , , тема безумия. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:

=) 8) :( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* Еще смайлы