Сочинение по тексту Д.Гранина

Исходный текст

(1)Через несколько лет после войны я решил уво­литься из Ленэнерго. (2)Моё заявление долго ходило где-то в инстанциях, пока меня не вызвал главный ин­женер Усов. (3)Я впервые удостоился визита к такому большому начальству: красная дорожка в коридоре, множество телефонов — белых, чёрных. (4)После дол­гих расспросов, у кого учился, кто нам читал электри­ческие сети, кто изоляционные материалы, он неожи­данно предложил мне отправиться в длительную ко­мандировку в Италию представителем Ленэнерго.

(5)Шёл 1952 год. (б)Железный занавес не был под­нят. (7)Предложение звучало фантастически — всё рав­но что полёт в космос. (8)В Италию. (9)Да ещё с семьёй, да ещё зарплата в пять раз больше. (10)Да ещё жильё… (11)«Там нет коммунальных квартир», — со смешком пояснил Усов.

(12)Я попросил сутки на размышление и сразу отпра­вился к однокурснице Юле, которая работала в Публич­ной библиотеке.

(13)С ходу я выложил ей про командировку. (14)Юля аж подпрыгнула от восторга, потащила в ка­кой-то отдел, принесла альбомы с видами Неаполя, Ге­нуи, Милана, роскошные альбомы, где небо всегда сол­нечно-голубое, гладко-синее море, празднично чистые улицы.

(15)Жена восприняла новость куда спокойнее, чем я ожидал, как будто нечто подобное мне полагалось. (16)Для Риммы главным оказалось то, что для дочери будет детская, солнце, тепло. (17)Лишь бы выбраться из этой сырой коммуналки, где стены цветут плесенью и мои ботинки то и дело становились зелёными. (18)Я рассказывал ей про вид на Неаполитанский залив, ко­фейни на солнечных бульварах, я извлекал из библио­течных альбомов всю туристическую красоту. (19)3а-чем я это делал? (20)Наверное, уговаривал сам себя.

(21)Всё было за отъезд, всё. (22)Разве только одно — то, что по ночам я писал свой роман, первый роман. (23)Писал я его по ночам, и совмещать писательство с реконструкцией электрических подстанций у меня уже не хватало сил. (24)Уйти с работы значило лишиться зарплаты. (25)А вдруг роман не получится? (26)И вот однажды жена сказала, что хватит надрываться и что как-нибудь перебьёмся. (27)И тут на нас обрушилась эта Италия.

(28)Италия избавляла от всех проблем, избавляла от очередей и плесени, от возни с дровами и печкой, она позволяла покинуть этот серый, гнетущий, напуган­ный новыми арестами город и уехать в неведомую но­вую жизнь. (29)Но я думал о рукописи: есть ли смысл везти её с собой, что с ней там будет. (ЗО)Уже под утро Римма разбудила меня: «Знаешь, я передумала: всё-та­ки тебе надо закончить роман».

(31)- Что на самом деле вас держит? — спросил ме­ня на следующий день Усов.
(32)- Язык. (ЗЗ)Другие правила.

(34)- Ерунда, освоитесь, деваться-то некуда. (35)Учтите, есть партийная дисциплина. (Зб)Пошлём вас в ко­мандировку, и конец вашим сомнениям.

(37)Может быть, так и следовало со мной поступить. (38)Главный инженер присмотрелся к моей физиономии.
—(39)А ещё что?
(40)Я неохотно признался про роман. (41)Последо-вал проклятый вопрос насчёт того, уверен ли я, что ради этой синей птицы стоит отказываться от такого предложения.
—(42)Да, уверен.
(43)Роман «Искатели» был напечатан в журнале «Звезда» и вскоре вышел отдельной книгой. (44)Первый экземпляр я преподнёс Римме, второй … Усову.

(По Д. Гранину*)

 


Сочинение

Гиппократ говорил: «Жизнь коротка, искусство долговечно». В произведении Д.Гранина мы видим пример того, как писатель в нелегком выборе между материальными благами и возможностью написать роман склоняется в пользу последнего.

Автор поднимает вечный вопрос о значимости искусства. Что важнее: жизнь сегодняшняя, обыденная, земная, или вечная жизнь в памяти потомков, в своем «нерукотворном памятнике»? Стоит ли держаться за бытовой комфорт, за личные преходящие интересы, если они могут помешать произведению искусства появиться на свет?

Все эти вопросы задает себе герой-рассказчик, выбирая между солнечной Италией и промозглым Ленинградом, между морем и плесенью на стенах коммунальной квартиры. Между командировкой и недописанным романом. Между надежной работой и неизвестностью. «Все было за отъезд, все».

Но писатель остается. В этом его поддерживает жена. Роман появляется и печатается, оправдывая возложенные на него надежды. Жизненным комфортом было пожертвовано не напрасно.

Авторская позиция ясна: ради искусства, чистого творчества можно пожертвовать бытовым благополучием.

С этим нельзя не согласиться: мирская жизнь мимолетна, и ошибкой было бы ограничиваться ею одной. Не зря каждый человек стремится к высшим целям и идеалам. То, что рождается вдохновением, что дается человеку свыше, нельзя приносить в жертву материальным благам.

Подтверждение позиции автора можно найти в похожих эпизодах жизни самых разных писателей. Известный американский прозаик Эрнест Хемингуэй в 1920-е годы, как и герой приведенного текста, жил с женой и маленьким ребенком в довольно тяжелых условиях. Одно время он даже терпел голод; обманывая домашних, что приглашен куда-нибудь на обед, оставлял всю еду им. Но даже в подобное суровое время он не предал писательского таланта, как это делали многие молодые писатели в то время. Он не стал, следуя их примеру, писать плохие рассказы, за которые литературные журналы были готовы платить. Он нес в душе замысел первого романа, «И восходит солнце», и оставался верен благородному искусству слова.

Среди русских писателей вспоминается Сергей Довлатов, который долгое время сопротивлялся желанию жены эмигрировать в Америку. В его произведении «Заповедник» приводится автобиографический эпизод, в котором на жалобы жены об очередях и других сложностях жизни в советском обществе писатель отвечает: «Меня удерживает язык. На чужом языке мы теряем 80 процентов своей личности». Человек, который занимался всю жизнь литературной деятельностью, не мог лишиться языка, на котором творил».

Закончить хочется словами Белинского: «Искусство очищает золото действительности, перетопляет его в изящные формы». Не стоит слишком заботиться о сохранении материального благополучия в ущерб творческой деятельности. Наоборот, искусство способно изменить действительность человека.

Гулидова Арсения, 11 класс, 2013

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Образцовые сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку. and tagged , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>