Две знаменитые русские столицы, Москва и Санкт-Петербург, часто описывались в произведениях русских писателей и поэтов. Какими же они им представлялись?
Во времена классицизма Петербург изображался великим, непоколебимым городом, оплотом государственности. Вот как он воспевался Ломоносовым в одной из его од, посвященных Петру: «Тобой цветет Мой град любезный, Петрополь славный и полезный…». Еще одним поэтом, воспевавшим Петербург, был Василий Тредиаковский. В его оде «Похвала Ижорской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу» он пишет о северной столице как о прекрасном граде, «что Петр наш основал».
Однако вскоре Пушкин разрушает традицию воспевания Санкт-Петербурга в своей поэме «Медный всадник». Он пишет о городе как о разрушителе человеческих судеб. Город – это стихия, которая не остановится ни перед чем. Позже традицию Пушкина продолжили Гоголь («Шинель») и Достоевский («Преступление и наказание»).
В период Серебряного века поэты по-разному представляли себе город на Неве. Некоторые из них, такие как Блок и Мандельштам, писали о Петербурге как о городе – хранителе разных культурных тенденций, как о городе-музее.
Например, Осип Мандельштам в своем стихотворении «Петербургские строфы» смешивает два времени, описывая Евгения Онегина, который «бензин вдыхает и судьбу клянет».
Ахматова же писала о Санкт-Петербурге как о городе, с которым связано много ее личных воспоминаний («Реквием»). В советскую эпоху Петербург перестает быть столицей, и отношение к нему меняется. Теперь с городом связаны такие понятия, как «горе», «опала», «изгнанничество». Ахматова в «Реквиеме» пишет о Ленинграде как о «привеске тюрем».
Москва, которая снова становится столицей, начинает соперничать с Петербургом. Первым о противостоянии двух столиц пишет Аксаков в своем произведении «Петербург и Москва». Он говорит о новой столице как о патриотическом центре страны. Изображение Москвы православной часто встречалось в произведениях русских поэтов.
Александр Пушкин в «Евгении Онегине» пишет, что в Москве «как жар, крестами золотыми горят старинные главы…»
Однако вскоре традицию писать о столице как о родном и православном городе прерывает Булгаков. Впервые появилось критическое изображение разных слоев общества. В произведении «Мастер и Маргарита» осмеивались нравы московской богемы, чего раньше в русской литературе не существовало.
Изображения обоих городов претерпели большие изменения. С течением времени мнение о них менялось из одной стороны в другую. Однако русские классики довольно часто упоминали Санкт-Петербург и Москву в своих произведениях, что говорит о том, что эти великие столицы играли большую роль в творчестве наших соотечественников.
Ворохобко Варвара, 11 класс, 2013