Образы Петербурга и Москвы в русской литературе

Две знаменитые русские столицы, Москва и Санкт-Петербург, часто описывались в произведениях русских писателей и поэтов. Какими же они им представлялись?

Во времена классицизма Петербург изображался великим, непоколебимым городом, оплотом государственности. Вот как он воспевался Ломоносовым в одной из его од, посвященных  Петру: «Тобой цветет Мой град любезный, Петрополь славный и полезный…». Еще одним поэтом, воспевавшим Петербург, был Василий Тредиаковский. В его оде «Похвала Ижорской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу» он пишет о северной столице как о прекрасном граде, «что Петр наш основал».

Однако вскоре Пушкин разрушает традицию воспевания Санкт-Петербурга в своей поэме «Медный всадник». Он пишет о городе как о разрушителе человеческих судеб. Город – это стихия, которая не остановится ни перед чем. Позже традицию Пушкина продолжили Гоголь («Шинель») и Достоевский («Преступление и наказание»).

В период Серебряного века поэты по-разному представляли себе город на Неве. Некоторые из них, такие как  Блок и Мандельштам, писали о Петербурге как о городе – хранителе разных культурных тенденций, как о городе-музее.

Например, Осип Мандельштам в  своем стихотворении «Петербургские строфы» смешивает два времени, описывая Евгения Онегина, который «бензин вдыхает и судьбу клянет».

Ахматова же писала о Санкт-Петербурге как о городе, с которым связано много ее личных воспоминаний («Реквием»). В советскую эпоху Петербург перестает быть столицей, и отношение к нему меняется. Теперь с городом связаны такие понятия, как «горе», «опала», «изгнанничество». Ахматова в «Реквиеме» пишет о Ленинграде как о «привеске тюрем».

Москва, которая снова становится столицей, начинает соперничать с Петербургом. Первым о противостоянии двух столиц пишет Аксаков в своем произведении «Петербург и Москва». Он говорит о новой столице как о патриотическом центре страны. Изображение Москвы православной часто встречалось в произведениях русских поэтов.

Александр Пушкин в «Евгении Онегине» пишет, что в Москве «как жар, крестами золотыми горят старинные главы…»

Однако вскоре традицию писать о столице как о родном и православном городе прерывает Булгаков. Впервые появилось критическое изображение разных слоев общества. В произведении «Мастер и Маргарита» осмеивались нравы московской богемы, чего раньше в русской литературе не существовало.

Изображения обоих городов претерпели  большие изменения. С течением времени мнение о них менялось из одной стороны в другую. Однако русские классики довольно часто упоминали Санкт-Петербург и Москву в своих произведениях, что говорит о том, что эти великие столицы играли большую роль в творчестве наших соотечественников.

Ворохобко Варвара, 11 класс, 2013

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Новости сайта, Сквозные темы русской литературы and tagged , , , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>