С4. Тема расставания и встречи в русской любовной лирике

С4. Кто еще из русских поэтов, кроме А.С.Пушкина, обращался к теме разлуки и новой встречи двух любящих людей?

А.С.Пушкин

К***

 Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

Ф.И.Тютчев

К. Б.

 Я встретил вас ‒ и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое ‒

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, ‒

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, ‒

И вот ‒ слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в нас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

А.А.Фет

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна ‒ любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна ‒ вся жизнь, что ты одна ‒ любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», которое было посвящено Анне Керн, изображена любовная встреча двух людей после долгого расставания.

Однако не только Пушкин писал о подобных жизненных ситуациях, но и другие русские поэты, например, Тютчев в своем стихотворении «Я встретил вас – и все былое…» и Фет в произведении «Сияла ночь…».

Все три автора используют трехчастную композицию лирического сюжета: мотивы воспоминания о прошлых отношениях, встречи после расставания, вновь вспыхнувшего, а значит, не угаснувшего чувства звучат во всех трех стихотворениях, по-разному компонуясь между собой.

Прошлое во всех трех стихотворениях поэтизируется: у Пушкина это «чудное мгновение», у Тютчева – «время золотое», Фет рисует самую развернутую картину прошлого  («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали / лучи у наших ног в гостиной без огней»), изображая слияние любящего сердца и романтической ночи, пропитанной музыкой.

Те части стихов, которые посвящены периоду разлуки, написаны в иной манере – здесь нет  идиллических картин и приподнятого настроения. Пушкин говорит о том, что годы без любимой «тянулись тихо», как «во мраке заточенья». Фет также описывает время расставания как ряд «томительных и скучных» лет. У Тютчева лишь намек на состояние лирического героя в эти годы: отсюда образы «давно забытого упоенья», «отжившего сердца»,  но за ними, в подтексте, тоска по наполненности душевной жизни в прошлом.

Любовь, которая жила в душе, не исчезла. Во время расставания она как будто бы затаилась в самой глубине сердца, но как только два влюбленных снова встретились, чувства вспыхнули с той же силой: «Душе настало пробужденье, / и для меня возникли вновь /И божество, и вдохновенье, /И жизнь, и слезы, и любовь» (Пушкин), «Я встретил вас ‒ и все былое/ в отжившем сердце ожило…» (Тютчев) «И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, / что ты одна ‒ вся жизнь, что ты одна ‒ любовь…» (Фет).  Тютчев, как и Пушкин, пишет о том, что с этой новой встречей в жизнь влюбленного пришла «весна», все внутри него ожило («Когда повеет вдруг весною и что-то встрепенется в нас…»).

В центре всех стихотворений образ возлюбленной – воплощение женственности, «гения чистой красоты» (Пушкин), воплощение «жизни» и «любви» (Фет), а фраза «милые черты» у Тютчева является, скорее всего, прямой отсылкой к стихотворению А.С.Пушкина.

Несмотря на то, что произведения были написаны в разное время и разными авторами, их объединяет тема разлуки и встречи, тема долговечности любви, что, несомненно, доказывает, что она занимала важное место в творчестве русских поэтов.

 Ворохобко Варвара, 11 класс, 2013

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Новости сайта, Сквозные темы русской литературы and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>