С4. Кто еще из русских поэтов, кроме А.С.Пушкина, обращался к теме разлуки и новой встречи двух любящих людей?
А.С.Пушкин
К***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Ф.И.Тютчев
К. Б.
Я встретил вас ‒ и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое ‒
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, ‒
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, ‒
И вот ‒ слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
А.А.Фет
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна ‒ любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна ‒ вся жизнь, что ты одна ‒ любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», которое было посвящено Анне Керн, изображена любовная встреча двух людей после долгого расставания.
Однако не только Пушкин писал о подобных жизненных ситуациях, но и другие русские поэты, например, Тютчев в своем стихотворении «Я встретил вас – и все былое…» и Фет в произведении «Сияла ночь…».
Все три автора используют трехчастную композицию лирического сюжета: мотивы воспоминания о прошлых отношениях, встречи после расставания, вновь вспыхнувшего, а значит, не угаснувшего чувства звучат во всех трех стихотворениях, по-разному компонуясь между собой.
Прошлое во всех трех стихотворениях поэтизируется: у Пушкина это «чудное мгновение», у Тютчева – «время золотое», Фет рисует самую развернутую картину прошлого («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали / лучи у наших ног в гостиной без огней»), изображая слияние любящего сердца и романтической ночи, пропитанной музыкой.
Те части стихов, которые посвящены периоду разлуки, написаны в иной манере – здесь нет идиллических картин и приподнятого настроения. Пушкин говорит о том, что годы без любимой «тянулись тихо», как «во мраке заточенья». Фет также описывает время расставания как ряд «томительных и скучных» лет. У Тютчева лишь намек на состояние лирического героя в эти годы: отсюда образы «давно забытого упоенья», «отжившего сердца», но за ними, в подтексте, тоска по наполненности душевной жизни в прошлом.
Любовь, которая жила в душе, не исчезла. Во время расставания она как будто бы затаилась в самой глубине сердца, но как только два влюбленных снова встретились, чувства вспыхнули с той же силой: «Душе настало пробужденье, / и для меня возникли вновь /И божество, и вдохновенье, /И жизнь, и слезы, и любовь» (Пушкин), «Я встретил вас ‒ и все былое/ в отжившем сердце ожило…» (Тютчев) «И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, / что ты одна ‒ вся жизнь, что ты одна ‒ любовь…» (Фет). Тютчев, как и Пушкин, пишет о том, что с этой новой встречей в жизнь влюбленного пришла «весна», все внутри него ожило («Когда повеет вдруг весною и что-то встрепенется в нас…»).
В центре всех стихотворений образ возлюбленной – воплощение женственности, «гения чистой красоты» (Пушкин), воплощение «жизни» и «любви» (Фет), а фраза «милые черты» у Тютчева является, скорее всего, прямой отсылкой к стихотворению А.С.Пушкина.
Несмотря на то, что произведения были написаны в разное время и разными авторами, их объединяет тема разлуки и встречи, тема долговечности любви, что, несомненно, доказывает, что она занимала важное место в творчестве русских поэтов.
Ворохобко Варвара, 11 класс, 2013