Алгоритм анализа поэтического текста

  1. Алгоритм анализа поэтического текста

    (Предназначен для работы с текстом, не является планом письменных работ!!!)

Семантический анализ

  1. Уточнить по толковому словарю значения непонятных слов.

  2. Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, подтексте. Это могут быть предметные, звуковые, цветовые образы, образы настроений, символические образы и т.д.

    Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.

  3. Выписать лексические цепочки, соотносимые в каждым из этих ключевых образов и тем самым-

  4. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

  5. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

  6. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа.

Анализ изобразительных средств

  1. Определить жанр.

  2. Выявить, какие тропы способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.

  3. Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации, средства речевой выразительности (стилистические фигуры) — повторы, инверсии, анафоры и эпифоры, градации, синтаксический параллелизм, риторические вопросы, восклицательные предложения. Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.

  4. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение.

Анализ стихотворения в контексте

  1. В контексте биографии и творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходства и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) – и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.

  2. В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходства и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени.

  3. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это дает возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора всей русской литературы в диалоге культур мира.

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Анализ художественного текста, Новости сайта and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>