-
Алгоритм анализа поэтического текста
(Предназначен для работы с текстом, не является планом письменных работ!!!)
Семантический анализ
-
Уточнить по толковому словарю значения непонятных слов.
-
Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, подтексте. Это могут быть предметные, звуковые, цветовые образы, образы настроений, символические образы и т.д.
Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.
-
Выписать лексические цепочки, соотносимые в каждым из этих ключевых образов и тем самым-
-
Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.
-
Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.
-
Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа.
Анализ изобразительных средств
-
Определить жанр.
-
Выявить, какие тропы способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.
-
Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации, средства речевой выразительности (стилистические фигуры) — повторы, инверсии, анафоры и эпифоры, градации, синтаксический параллелизм, риторические вопросы, восклицательные предложения. Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.
-
Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение.
Анализ стихотворения в контексте
-
В контексте биографии и творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходства и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) – и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.
-
В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходства и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени.
-
В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это дает возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора всей русской литературы в диалоге культур мира.