Афоризм (от греч. определение, краткое изречение) – микротекст, содержащий обобщённую мысль, выраженную в лаконичной, художественно заострённой форме, часто с помощью метафоры, сравнения, антитезы, гиперболы, параллелизма, инверсии и других изобразительно-выразительных средств языка.
Афоризм опирается не на изображение и выражение, а на суждение; тяготеет либо к поучительной однозначности (заповедь, совет, назидание), либо к парадоксальной многозначности, подчёркивающей сложность и противоречивость жизненных явлений.
Алгоритм подготовки к сочинению по афоризму:
- Вспомните известные вам сведения об авторе афоризма.
-
Выделите в афоризме ключевые слова, попробуйте определить их происхождение, вдумайтесь в их значение, подберите к ним ассоциативные ряды.
-
Поразмышляйте над смыслом афоризма, при этом старайтесь найти несколько смысловых пластов, максимально проникая в глубину высказывания, обращая внимание на его возможную парадоксальность.
-
Вспомните жизненные ситуации, примеры из разного рода художественных (литературных, кино- или драматургических) или публицистических произведений, другие высказывания, пословицы, поговорки, ассоциативно связанные в вашем сознании с данным афоризмом.
-
Выберите жанр сочинения – эссе или сочинение-рассуждение, составьте (устно или письменно) краткий рабочий план своей работы.
-
Приступайте к работе, учитывая законы выбранного жанра.
Приблизительный объём сочинения – 150 слов.
Особенности жанра эссе и сочинения-рассуждения1:
Определение жанра |
Эссе (от фр. – набросок, попытка) – прозаическое произведение небольшого объёма, способ рассказать о мире через себя или о себе с помощью мира. |
Сочинение-рассуждение – размышление на заданную тему или интерпретация «чужого» высказывания. |
Содержательная доминанта |
Какова моя точка зрения на проблему, которая подразумевается в афоризме? |
Как я понимаю афоризм? |
Выражение авторского сознания |
На первом плане авторская оценка, не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. |
На первом плане индивидуальная точка зрения, подкрепляемая чёткой системой доказательств. |
Композиция |
Свободная, строящаяся на внутренней логике рассказа. Ассоциативное развёртывание темы, принцип монтажа. Открытый финал (вопрос, многоточие). |
Логика изложения предполагает раскрытие причинно-следственных связей. Обобщающий принцип заключения. |
Стиль |
Субъективность изложения. Искренний, исповедальный тон рассказа. Образность, афористичность, разговорная лексика. Цитата как средство выражения авторского мнения. |
Объективность изложения. Цитата как один из аргументов в ряду собственных. |
1. Е.А. Князева, Т.А. Кузнецова Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, – Пермь: ПОИПКРО, 2003, с.94
Образец эссе по афоризму
«Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты – чтобы делать добро и этим снискать честь» (Фрэнсис Бэкон).
Честь.
Сколько значений у этого древнего слова!
Благородство души, чистая совесть.
Почёт, уважение, признание превосходства.
Для многих людей это – залог состоявшейся судьбы. Кто же откажется от уважения и почёта! Только вот как их достичь?
«Уважение за деньги не купишь», «Не в богатстве счастье, а в чистой совести», – гласит народная мудрость. Английский философ Бэкон утверждает обратное: и богатством, отданным на дело Добра, можно снискать честь.
Незадолго до смерти пермский купец П.П.Калинин сказал своему другу и коллеге по городской думе Н.В.Мешкову: «Помни, что миллионы с собой в могилу не унесёшь, не возьмёшь в неё всё своё имущество, и только делая добрые дела городу, просвещая его население, избавляя его, таким образом, от дикости, ты создаёшь условия для того, что будешь жить в памяти последующих поколений».
Слова эти упали не на каменную почву. Идеи служения людям были близки многим состоятельным людям Перми. Н.В.Мешков не был исключением. Для нужд создаваемого в Перми университета он передал построенные на собственные средства здания губернской земской управы, ночлежного дома на Заимке, кожевенного завода, знаменитый дом на набережной Камы. И это далеко не всё, что сделал для города этот человек.
Что им двигало? Безрассудная щедрость? Тайная корысть – остаться таким образом в памяти потомков? Патриотизм, искреннее желание сделать жизнь родного города более цивилизованной и культурной? Скептики и идеалисты могут поспорить, какие мотивы преобладают в поступках подобных людей… Да так ли уж это важно? Не важнее ли то, что до сих пор стоят университетские корпуса и служат людям? А имя Мешкова действительно не забыто, любому пермяку известно.
Будут ли помнить сегодняшних состоятельных людей города? А если вспомнят, то чем? Вот вопросы, о которых пора бы задуматься.
Когда я была маленькой девочкой, самыми красивыми в Перми были здания театров и дворцов культуры. Сейчас это гипермаркеты. Разницу чувствуете?
Дворец – царство – величие – Россия – культура – дух.
Гипермаркет – товар – деньги – Запад – плоть.
Вот величия духа и не хватает создателям гипермаркетов, расплодившихся как грибы после дождя! А меценатство в России вкладывало средства в культуру.
Уверена: только когда появятся меценаты истинные, а не те, кто устраивает благотворительные акции накануне выборов, культурное пространство Перми действительно преобразится! Они-то и будут удостоены той самой, настоящей чести, высшей пробы! Остальным же, может статься, досталась совсем другая честь! Ведь язык приберёг для этого слова ещё одно значение – сан, чин, должность. Про такую честь народ сложил иные пословицы: «Надета честь – можно и скинуть», «Была и честь, да не сумел её несть», «Честь честью, да славы нет». Вот так.
Баландина А.Д.