Как написать эссе по афоризму?

Афоризм (от греч. определение, краткое изречение) – микротекст, содержащий обобщённую мысль, выраженную в лаконичной, художественно заострённой форме, часто с помощью метафоры, сравнения, антитезы, гиперболы, параллелизма, инверсии и других изобразительно-выразительных средств языка.

Афоризм опирается не на изображение и выражение, а на суждение; тяготеет либо к поучительной однозначности (заповедь, совет, назидание), либо к парадоксальной многозначности, подчёркивающей сложность и противоречивость жизненных явлений.

Алгоритм подготовки к сочинению по афоризму:

  1. Вспомните известные вам сведения об авторе афоризма.
  2. Выделите в афоризме ключевые слова, попробуйте определить их происхождение, вдумайтесь в их значение, подберите к ним ассоциативные ряды.

  3. Поразмышляйте над смыслом афоризма, при этом старайтесь найти несколько смысловых пластов, максимально проникая в глубину высказывания, обращая внимание на его возможную парадоксальность.

  4. Вспомните жизненные ситуации, примеры из разного рода художественных (литературных, кино- или драматургических) или публицистических произведений, другие высказывания, пословицы, поговорки, ассоциативно связанные в вашем сознании с данным афоризмом.

  5. Выберите жанр сочинения – эссе или сочинение-рассуждение, составьте (устно или письменно) краткий рабочий план своей работы.

  6. Приступайте к работе, учитывая законы выбранного жанра.

Приблизительный объём сочинения – 150 слов.

Особенности жанра эссе и сочинения-рассуждения1:

Определение жанра

Эссе (от фр. – набросок, попытка) – прозаическое произведение небольшого объёма, способ рассказать о мире через себя или о себе с помощью мира.

Сочинение-рассуждение – размышление на заданную тему или интерпретация «чужого» высказывания.

Содержательная

доминанта

Какова моя точка зрения на проблему, которая подразумевается в афоризме?

Как я понимаю афоризм?

Выражение авторского сознания

На первом плане авторская оценка, не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета.

На первом плане индивидуальная точка зрения, подкрепляемая чёткой системой доказательств.

Композиция

Свободная, строящаяся на внутренней логике рассказа. Ассоциативное развёртывание темы, принцип монтажа. Открытый финал (вопрос, многоточие).

Логика изложения предполагает раскрытие причинно-следственных связей. Обобщающий принцип заключения.

Стиль

Субъективность изложения.

Искренний, исповедальный тон рассказа.

Образность, афористичность, разговорная лексика.

Цитата как средство выражения авторского мнения.

Объективность изложения.

Цитата как один из аргументов в ряду собственных.

 1. Е.А. Князева, Т.А. Кузнецова Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, – Пермь: ПОИПКРО, 2003, с.94

Образец эссе по афоризму

«Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты – чтобы делать добро и этим снискать честь» (Фрэнсис Бэкон).

 Честь.

Сколько значений у этого древнего слова!

Благородство души, чистая совесть.

Почёт, уважение, признание превосходства.

Для многих людей это – залог состоявшейся судьбы. Кто же откажется от уважения и почёта! Только вот как их достичь?

«Уважение за деньги не купишь», «Не в богатстве счастье, а в чистой совести», – гласит народная мудрость. Английский философ Бэкон утверждает обратное: и богатством, отданным на дело Добра, можно снискать честь.

Незадолго до смерти пермский купец П.П.Калинин сказал своему другу и коллеге по городской думе Н.В.Мешкову: «Помни, что миллионы с собой в могилу не унесёшь, не возьмёшь в неё всё своё имущество, и только делая добрые дела городу, просвещая его население, избавляя его, таким образом, от дикости, ты создаёшь условия для того, что будешь жить в памяти последующих поколений».

Слова эти упали не на каменную почву. Идеи служения людям были близки многим состоятельным людям Перми. Н.В.Мешков не был исключением. Для нужд создаваемого в Перми университета он передал построенные на собственные средства здания губернской земской управы, ночлежного дома на Заимке, кожевенного завода, знаменитый дом на набережной Камы. И это далеко не всё, что сделал для города этот человек.

Что им двигало? Безрассудная щедрость? Тайная корысть – остаться таким образом в памяти потомков? Патриотизм, искреннее желание сделать жизнь родного города более цивилизованной и культурной? Скептики и идеалисты могут поспорить, какие мотивы преобладают в поступках подобных людей… Да так ли уж это важно? Не важнее ли то, что до сих пор стоят университетские корпуса и служат людям? А имя Мешкова действительно не забыто, любому пермяку известно.

Будут ли помнить сегодняшних состоятельных людей города? А если вспомнят, то чем? Вот вопросы, о которых пора бы задуматься.

Когда я была маленькой девочкой, самыми красивыми в Перми были здания театров и дворцов культуры. Сейчас это гипермаркеты. Разницу чувствуете?

Дворец – царство – величие – Россия – культура – дух.

Гипермаркет – товар – деньги – Запад – плоть.

Вот величия духа и не хватает создателям гипермаркетов, расплодившихся как грибы после дождя! А меценатство в России вкладывало средства в культуру.

Уверена: только когда появятся меценаты истинные, а не те, кто устраивает благотворительные акции накануне выборов, культурное пространство Перми действительно преобразится! Они-то и будут удостоены той самой, настоящей чести, высшей пробы! Остальным же, может статься, досталась совсем другая честь! Ведь язык приберёг для этого слова ещё одно значение – сан, чин, должность. Про такую честь народ сложил иные пословицы: «Надета честь – можно и скинуть», «Была и честь, да не сумел её несть», «Честь честью, да славы нет». Вот так.

Баландина А.Д.

  

Как написать эссе по афоризму? (25,5 Кб, 438 hits)

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Методическая копилка, Новости сайта. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:

=) 8) :( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* Еще смайлы