И.С.Тургенев «Бежин луг»

 Комплексный анализ рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

«Бежин луг» вошёл в сборник «Записки охотника». Но мне кажется, что этот рассказ отличается от других, и не столько главными героями или сюжетом, сколько настроением. Строчки дышат спокойствием и красотой, атмосфера народных сказаний захватывает, почти околдовывает читателя…

Как и большинство тургеневских рассказов, «Бежин луг» начинается пейзажем. Всё в картине этого «прекрасного июльского дня» создаёт ощущение гармонии природы: и «приветно лучезарное» солнце, и «золотисто-серые, с нежными белыми краями» облака, и постоянно «лёгкого, бледно-лилового» цвета небо. Но вот наступает ночь, и лирический герой — охотник — оказывается в совершенно незнакомых ему местах. Его охватывает «неприятная, неподвижная сырость», над головой носятся летучие мыши… но, несмотря на это, в рассказе нет тревоги: в монологе охотника нет страха или паники («Вот как только я выйду на тот угол… тут сейчас и будет дорога»). Однако появляется новое настроение, ночное ожидание необычного и загадочного, природа олицетворяется:

«с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак…», белые камни «сползлись… будто для тайного совещания». Ночью мир изменяется, герой видит, казалось бы, реальные предметы по-иному, и это отражается в эпитетах: «стальные отблески воды», «синеющая воздушная пустота».

Но в середине этой ночи, «под самой кручью холма», светятся два костра, зажженные людьми. Кажется, что эти огоньки контрастируют с царящей вокруг темнотой, как и само появление людей здесь, на Бежином лугу… Но так ли это?

У костров сидели крестьянские ребята из соседней деревни, пригнавшие лошадей в ночное. «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Лирический герой знакомит читателя с каждым из них: и с сыном богатого крестьянина Федей, и с мечтательным Костей, и с тихим, молчаливым Ваней. Но особенно охотник обращает внимание на Павлушу и Илью, не только в момент встречи, но и после. Почему?

На первый взгляд, их характеры противоположны: Павел прям, активен, смел (это он первым бросается к табуну, когда волки подбираются слишком близко), а Илья — болезненен, задумчив, он лучший рассказчик среди этих ребят, «знаток народных преданий».

Охотник притворяется спящим, и ребята возобновляют прерванный приходом барина разговор. Разговор о русалках, утопленниках и домовых… А рядом «мрак борется со светом»: то исчезает, то появляется пламя костра, то приходят, то уходят тени — и настроение волшебства, таинственности усиливается.

Рассказ Кости о русалке прерывается «протяжным, звенящим, почти стенящим звуком». Природа оживает: «казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким острым хохотом…». И в реакции ребят на эту ночную перекличку отражаются их характеры. Илья шепчет молитву, веря, что это разговор лесной нечисти, но крик Павла «Эх вы, вороны… чего всполохнулись» отгоняет страхи ребят. Позже, когда залают собаки, Павел бросится в лес за ними, вызывая восхищение рассказчика: «он был очень хорош в это мгновение… «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него».

Разговор заходит о самом загадочном — о Тришке, «таком удивительном человеке, что и взять его нельзя будет, и ничего сделать ему нельзя будет». Но если Илья «с жаром» рассказывает о его чудесной силе, Павел более прозаичен: его описание паники в деревне вызывает у ребят смех. Непонятно, действительно ли он верит в рассказы Ильи: на рассказ о страшном голосе из «бучила» он спокойно «замечает», что это может быть душа утопленного лесника; несмотря на то, что слышит зов водяного, набирает воды из реки. Он негласный лидер мальчишечьей компании: у него Костя спрашивает совета («ты, может быть, знаешь…»); когда рассказчик уходит, он «один… приподнялся до половины и пристально посмотрел» на охотника. Смерть Павла, о которой говорится в коротком эпилоге, ещё раз подчёркивает ту «смелую удаль», которую почувствовал в нём лирический герой:

«он не утонул: он убился, упав с лошади…».

Рассказы ребят удивительно гармонично вписываются в окружающий ночной пейзаж. И сами они кажутся частью Бежина луга, где словно действительно бродят утопленники, а в речке живут водяные и русалки. Та ночь, в которой заблудился охотник-барин, для Павла привычна: он уходит к реке один, легко находя дорогу.

Мне кажется, Бежин луг — это олицетворение, символ красоты души русского крестьянина, его поэтичности, которая отражается в характере Кости, и его силы, «твёрдой решимости», которыми пронизан образ Павла.

Ефремова Татьяна, 10 класс, 2002

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Анализ художественного текста, Новости сайта and tagged , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>