Анализ поэтического текста на уроках литературы

Анализ отдельного стихотворения начинается с прочтения, с вхождения – вчувствования в мир его образов. Затем составляются так называемые «рабочие» записи: фиксируются разрозненные, пока логически между собой не связанные наблюдения, соответствующие положениям алгоритма, ассоциации, интерпретации.

Эта работа совместная, на наиболее ценные реплики с мест учитель обращает общее внимание, предлагает записать ценные находки. Лучше, если записи приобретают схематический характер.

Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм»

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

Обычно после прочтения стихотворения ученики рисуют картину глобальной экологической катастрофы. Землетрясение («Состав частей разрушится земных»), наводнение («Все зримое опять покроют воды») – кажутся им наглядно изображенными. Подавляющее большинство при этом понимает, что сводить содержание стихотворения к изображению природных процессов было бы ошибочным.

Образ Божьего лика представляется ученикам не случайным и вызывает библейские ассоциации с апокалипсисом, всемирным потопом.

Следуя предложенному алгоритму, они обнаруживают несколько противостоящих друг другу, антитетичных образных пар.

Это, прежде всего,  – земля и воды, от которых тянутся определенные лексические цепочки:

земля – последний час – последний катаклизм – разрушится;

воды – опять – покроют – изобразится Божий лик.

Рабочие записи приобретают приблизительно такой вид:

Земля – воды
Последний катаклизм, Последний час – опять
Состав частей земных – воды
Разрушится – покроют, изобразится (аллитерация з, р)
последний час – Божий лик
Двоеточие : знак границы

Попытки интерпретации приводят к постижению многозначности образов.

Образ Последнего катаклизма представляется воплощением гибельности, конечности твердыни, казавшейся вечной в своей мощи.

Образ воды ассоциируется с жизнью, гибкой, текучей, вечной.

На следующем этапе осуществляется совместная попытка соединить разрозненные наблюдения в единое целое – создать тезисный план сочинения, найти возможные логические скрепы-переходы от одного компонента анализа к другому. Эта устная работа обычно проводится в спонтанно созданных рабочих группах, каждая из которых предлагает («защищает») свой вариант логического построения текста.

На заключительном этапе рассматриваем один из хороших образцов целостной работы, написанный заранее (отксерокопированный текст раздается ученикам).

Этот этап кажется нам очень важным для начинающих исследователей. Невероятно трудно бывает, даже собрав необходимый материал и продумав логику будущего сочинения, создать сам текст. Нужно освоить некоторые речевые обороты, так называемые клише, почувствовать стиль подобных работ. Мы не только совместно, медленно (учитель – вслух) читаем образцовый текст сочинения, но и работаем с ним. Учитель задает учащимся вопросы, просит прокомментировать прочитанное, отметить особенно удачные места. Сообща находим в работе плотно, логично связанные между собой компоненты анализа, обращаем внимание на способы логической связи между ними, видим, что не всегда текст написан в строгом соответствии с алгоритмом (это настраивает учащихся творчески к нему относиться). Учитель предупреждает учеников, что они имеют дело с одним из вариантов целостного анализа и это не исключает возможность создавать другие, своеобразные.

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Последний катаклизм»

Это стихотворение, философское по содержанию, очень характерно для творчества Ф.И. Тютчева. Несмотря на небольшой объем (перед нами всего лишь четверостишие), оно несет в себе глубочайшее обобщение.

Его тема заявлена уже в самом названии: последний катаклизм – это и есть та вселенская катастрофа, которая должна оказаться концом света. Однако в стихотворении не просто рассказывается о «последнем катаклизме», но воплощается единый и вместе с тем двуликий процесс, когда максимальное разрушение, всеобщее уничтожение, оборачивается максимальным созиданием: «последний час природы становится первым актом созидания нового. Отсюда и образ «божьего лика», великого творца мироздания. Неслучайной оказывается и постановка двоеточия – пунктуационного знака, который композиционно делит стихотворение на две части. Содержание третьей и четвертой строки обнаруживается как следствие происходящего, изображенного в первой части. Но слово «опять» переносит следствие в план прошлого. Все это уже было, и, может быть, не раз мир погибал и возрождался к новой жизни. Неслучайна и аллитерация (з,р): разрушится – изобразится. Звуковая связь между этими глаголами дополняется связью смысловой: созидательные по лексическому значению слова «образ», «образити» (ст. сл. «Придавать чему-либо образ, выделывать») этимологически связаны со старославянскими же словами «разити» (ударять) и «раз» (удар). Эти глаголы лексически противопоставлены, но и оказываются соединенными, «оборачивающимися» один в другой.

Содержательная глубина, трагичность подчеркивается величественностью интонации. Поэт использует пятистопный ямб, размер, соответствующий высоте мысли.

Перед нами литературоведческий анализ текста. Такой тип работы лучше осваивать в гуманитарных классах. Другим чаще всего оказывается ближе интерпретация текста, в которой эмоциональное впечатление, ассоциации, рожденные образами стиха, превалируют над аналитической частью. Интерпретации свойствен совсем иной, свободный стиль, лишенный строгой наукообразности.

Для сравнения можно рассмотреть с учащимися и такой тип работы.

Ф.И.Тютчев «Последний катаклизм» (впечатление, истолкование, оценка)

Как не хватает нам в жизни, наполненной мелочами и суетой, минут, посвященных мыслям о высоком. Тютчев – один из лучших собеседников в такие минуты. Его стихи для меня – откровения, ведь порой даже в небольшом четверостишии найдешь глубочайшую мысль. В стихотворении «Последний катаклизм» — это мысль о вечном законе природы – смерти и возрождении, разрушении и созидании. Мысль о том, что всему в этом мире суждено идти «путем зерна»: чтобы родилось новое, старое должно погибнуть. Два раза здесь звучит слово «последний»: «последний катаклизм», «последний час». Но поэт сам противоречит себе – ничего последнего нет в Божьем мире. Слово «опять» — ключевое в третьей строке. Оно смыкает времена, отвергает всякое предположение о конечном смысле изображенного события.

Вновь рушится твердь, некогда казавшаяся вечной в своей несгибаемой мощи. Сильнее ее оказывается вода как символ гибкой и потому вечно возрождающейся жизни. И все уже было, было, и, может быть, не раз мир погибал и возрождался к новой жизни. И нет конца этому, и нет преград. Что может человек? Лишь осознать этот закон и подчиниться ему… но в самой возможности осознать – сила и величие человеческого духа, величие осмысленности человеческого бытия!

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Анализ художественного текста, Методическая копилка, Новости сайта and tagged "Последний катаклизм", , , , интерпретация поэтического текста, , , Ф.И.Тютчев. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:

=) 8) :( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* Еще смайлы