-
Мы предлагаем изучать творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета параллельно или же последовательно, друг за другом. Это кажется полезным с методической точки зрения, поскольку позволяет подчеркнуть оригинальность, неповторимость их художественных миров. И Тютчев, и Фет выражают себя преимущественно через обращение к миру природы, но и у того и у другого этот художественный прием опирается на своеобразную философскую концепцию.
-
Дисгармоничность, трагичность, противоречивость художественного мира Тютчева – и гармония, красота, свет художественного мира Фета. Неизмеримость, космичность природного пространства у Тютчева – и уют замкнутого, конкретно очерченного пространства природы у Фета. Обилие абстрактных образов у Тютчева – и образная конкретика у Фета. Торжественность стиля, обилие старославянизмов, пятистопный ямб (торжественный и суровый) у Тютчева – и легкость, непринужденность, динамичность стиля, четырехстопный («оптимистичный») ямб у Фета. Наконец, некая рассудочность, рациональность, философичность лучших стихов Тютчева – и эмоциональность, обращенность к миру чувств у Фета. Возникает возможность освоить элементы сопоставительного анализа.
-
Сравнивая мир природы у Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, можно обратиться к стихотворению А. Фета «Сосны», вновь пройдя с классом от разрозненных наблюдений к рождению текста интерпретации.
-
Афанасий Фет
Сосны
Средь кленов девственных и плачущих берез Я видеть не могу надменных этих сосен; Они смущают рой живых и сладких грез, И трезвый вид мне их несносен. В кругу воскреснувших соседей лишь оне Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают И, неизменные, ликующей весне Пору зимы напоминают. Когда уронит лес последний лист сухой И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья,- Они останутся холодною красой Пугать иные поколенья. 1854
-
-
А.А. Фет «Сосны» (впечатление, истолкование, оценка)
Издревле повелось в поэзии одушевлять мир природы, сближая его с миром человеческих чувств. В русской поэзии XIX века А. Фет в этом умении – мастер непревзойденный. Его «ночь … негой дышит», «цветы спят», «луна мечтает», а человек настолько слит с природой, что сердце его может цвести (совсем как цветок), а очи загораться (как звезды).
Одно из стихотворений, где связь природного и человеческого начала особенно ощутима, — «Сосны». Эти деревья – надменные, с «холодной красой», однообразно неизменные – явно ассоциируются в сознании поэта с людьми, живущими долго и скучно, правильно, но … неинтересно. Длинные и прямые стволы сосен как будто бы надменные и гордые спины, их вечнозеленые кроны – символ однообразного постоянства. Их «трезвый вид несносен», ибо рациональность (а эпитет «трезвый» имеет именно это значение) не в чести у лирического героя. Кому же отданы его симпатии? Другим! Кленам, березам… Их он называет девственными, плачущими. Вокруг них «рой живых и сладких грез», они знают трепет, шепот, вздохи. Им ведомо, что такое угасать и вновь возрождаться к жизни. И значит – они сами живут… Ведь неизменность – смерть, смерть внутренняя, духовная. Согласитесь, все названные свойства имеют отношение конечно же не к деревьям, а к людям – эмоциональным, тонким, ранимым, беззащитным.
Слабым? Да, и слабым. Но этой-то хрупкостью своих прозрачных душ и вызывающим любовь.
Еще и еще раз убеждаюсь: Фет вновь демонстрирует свою приверженность к красоте не вечности, а мгновения. Вечное и неизменное пугает его, внушает страх и вселяет холод в его душу.
-
Рубрики
- Анализ художественного текста
- Внеклассная работа по русском языку и литературе
- Исследовательские работы учеников
- Классное руководство
- Методическая копилка
- Немного юмора
- Новости сайта
- Образцовые сочинения в формате ЕГЭ по литературе
- Образцовые сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку.
- Олимпиада по литературе
- Олимпиада по русскому языку
- Презентации
- Сквозные темы русской литературы
- Сочинения, эссе, проблемные очерки
- Справочные материалы по русскому языку и литературе
- Тесты по литературе
- Тесты по русскому языку
- Цитатники
-
Реклама
-
Свежие записи
-
Свежие комментарии
- Jordans For Sale к записи Формулировка проблемы текста
- Ольга к записи Формулировка проблемы текста
- Пахом к записи Сочинение по тексту В.Астафьева
- Алла Баландина к записи Редактирование текста как этап обучения
- Алла Баландина к записи Учебные пособия для подготовки к ЕГЭ
-
Архивы
-
Май 2016 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Окт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 -
Метки
"Герой нашего времени" "Мастер и Маргарита" "Мертвые души" А.А.Блок А.А.Фет А.П.Чехов А.С.Пушкин ЕГЭ И.С.Тургенев Лермонтов Н.В.Гоголь Петербург Пушкин С1 С2 С3 С4 С5 Тургенев Тютчев Фет Цветаева анализ поэтического текста анализ стихотворения анализ текста лирика литература ЕГЭ лучшие сочинения образ Москвы образ Петербурга образцовое сочинение образцовые сочинения образцы сочинений олимпиада по литературе проблемный очерк сочинение сочинение С1 сочинение С4 сочинение по литературе сочинения на 5 тема Родины тема свободы цитатник цитаты эссе -
Проверь себя!