Анализ стихотворения А.А.Фета «Сосны»

Мы предлагаем изучать творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета параллельно или же последовательно, друг за другом. Это кажется полезным с методической точки зрения, поскольку позволяет подчеркнуть оригинальность, неповторимость их художественных миров. И Тютчев, и Фет выражают себя преимущественно через обращение к миру природы, но и у того и у другого этот художественный прием опирается на своеобразную философскую концепцию.

Дисгармоничность, трагичность, противоречивость художественного мира Тютчева – и гармония, красота, свет художественного мира Фета. Неизмеримость, космичность природного пространства у Тютчева – и уют замкнутого, конкретно очерченного пространства природы у Фета. Обилие абстрактных образов у Тютчева – и образная конкретика у Фета. Торжественность стиля, обилие старославянизмов, пятистопный ямб (торжественный и суровый) у Тютчева – и легкость, непринужденность, динамичность стиля, четырехстопный («оптимистичный») ямб у Фета. Наконец, некая рассудочность, рациональность, философичность лучших стихов Тютчева – и эмоциональность, обращенность к миру чувств у Фета. Возникает возможность освоить элементы сопоставительного анализа.

Сравнивая мир природы у Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, можно обратиться к стихотворению А. Фета «Сосны», вновь пройдя с классом от разрозненных наблюдений к рождению текста интерпретации.

Афанасий Фет

Сосны

Средь кленов девственных и плачущих берез
Я видеть не могу надменных этих сосен;
Они смущают рой живых и сладких грез,
И трезвый вид мне их несносен.

В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.

Когда уронит лес последний лист сухой
И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья,-
Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья.

1854

А.А. Фет «Сосны» (впечатление, истолкование, оценка)

Издревле повелось в поэзии одушевлять мир природы, сближая его с миром человеческих чувств. В русской поэзии XIX века А. Фет в этом умении – мастер непревзойденный. Его «ночь … негой дышит», «цветы спят», «луна мечтает», а человек настолько слит с природой, что сердце его может цвести (совсем как цветок), а очи загораться (как звезды).

Одно из стихотворений, где связь природного и человеческого начала особенно ощутима, — «Сосны». Эти деревья – надменные, с «холодной красой», однообразно неизменные – явно ассоциируются в сознании поэта с людьми, живущими долго и скучно, правильно, но … неинтересно. Длинные и прямые стволы сосен как будто бы надменные и гордые спины, их вечнозеленые кроны – символ однообразного постоянства. Их «трезвый вид несносен», ибо рациональность (а эпитет «трезвый» имеет именно это значение) не в чести у лирического героя. Кому же отданы его симпатии? Другим! Кленам, березам… Их он называет девственными, плачущими. Вокруг них «рой живых и сладких грез», они знают трепет, шепот, вздохи. Им ведомо, что такое угасать и вновь возрождаться к жизни. И значит – они сами живут… Ведь неизменность – смерть, смерть внутренняя, духовная. Согласитесь, все названные свойства имеют отношение конечно же не к деревьям, а к людям – эмоциональным, тонким, ранимым, беззащитным.

Слабым? Да, и слабым. Но этой-то хрупкостью своих прозрачных душ и вызывающим любовь.

Еще и еще раз убеждаюсь: Фет вновь демонстрирует свою приверженность к красоте не вечности, а мгновения. Вечное и неизменное пугает его, внушает страх и вселяет холод в его душу.

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Анализ художественного текста, Новости сайта and tagged , , , , Сосны. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:

=) 8) :( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* Еще смайлы