Как происходит речевое манипулирование сознанием современных людей?

Проблемный очерк

Мне шесть лет. Я сижу перед телевизором, широко раскрыв глаза и любуясь картинками на экране. Голос за кадром говорит: «Будь красивой и модной, как Барби-принцесса! Только в этом месяце платье для куклы в подарок!» И вот мне уже хочется скорее позвать маму. Побежать в магазин. Купить эту куклу. Но мама приходит сама и, выключая телевизор, бормочет, угадывая мои мысли: «Но ведь она тебе совсем не нужна!» Как не нужна? Такая красивая, яркая, нарядная кукла! Через неделю кукла в порвавшемся платье лежит на дне комода.

Воспоминание из детства говорит мне о двух вещах: я хотела куклу, поддаваясь влиянию рекламы. Мама покупала куклу, поддаваясь моему влиянию. И что же это было? Яркий пример манипулирования детскими чувствами своеобразный прием, рекламный ход, который сейчас встречается на каждом шагу. Самый лучший порошок, который ничем не лучше хозяйственного мыла, самая дешевая путевка с размещением в не менее дешевой гостинице с ужасным обслуживанием. Из телевизора раздается голос очередного политического деятеля, рассыпающего обещания и рассказывающего о простоте жизни, умалчивающего о том, с какими проблемами придется столкнуться. И каждый раз что-то умалчивается, что-то скрывается, недоговаривается. Зачем? Почему? Речевая манипуляция.

Речевая манипуляция – это один из способов управления людьми, их поступками, решениями и мнениями. Ей свойственны искажения фактов, общая недосказанность, утаивание информации. Такие манипуляции встречаются в ежедневной жизни, многие случаи становятся причинами душевных травм, неуверенности в себе, осознания собственной неспособности противостоять чужим указаниям или советам. Сколько раз я обещала себе не прислушиваться к часто нелепым указаниям окружающих, но давление вокруг мешало мне сделать свой собственный, осознанный выбор. Часто человеку даже не требуется посторонний толчок к невыгодному действию, окружающие его стереотипы и давление делают свое дело. Но это вещи, которые постоянно существуют вокруг, то, с чем каждый сталкивается. На эту тему написаны целые руководства, разделенные на главы, указывающие, на какую точку нужно посильнее надавить. Целая наука по управлению поведением людей сформировалась за многие годы нашего существования. И не за одно столетие это произошло, а издавна люди пытались извлечь выгоду для себя, не отдав при этом ничего стоящего взамен. И с каждым днем, месяцем, годом происходило развитие способности манипулировать людьми. Ею может обладать человек, который способен стать лидером, который может повести людей за собой. Внушить или просто разделить с другими свои взгляды и убеждения, те принципы, идеи, которые он считает правильными. И вот началась борьба за признание и первенство.
С появлением демократии насильственные методы стали отходить на второй план. Общество развивалось в интеллектуальном плане, и первые места постепенно заняли искусные ораторы. Люди, умеющие захватить своим словом, люди, внушающие восхищение. Такие ораторы от Бога – редко встречающаяся категория. Но ведь многие люди хотят научиться вести за собой. И не только в плане захвата власти или в каких-либо других глобальных вещах. Опытные бизнесмены учатся искусству манипулирования и с его помощью заполучать контракты, нужные им договоры. Люди, работающие в сфере рекламы, также умело используют знания о манипулировании потребителем. Опираются они на достижения современной психологии науки об устройстве внутреннего мира человека. О том, что ему нужно, что он чувствует, в каких ситуациях его чувства проявляются сильнее, чем обычно. Они знают нужное слово, знают нужное предложение. Слоганы, включающие в себя фразы «Свидание с Америкой», «Почувствуй аромат Парижа», сразу создают ощущение того, что предлагаемый продукт престижен и хочется его приобрести. Взаимоотношения между людьми также подвержены влиянию одного человека на другого, будь то семейные или любовные отношения. Даже флирт можно отнести к одному из способов манипулирования.

Речевое манипулирование в каком-то плане можно отнести к искусству – используются особенности языка и его употребления для скрытого воздействия. Один из сильнейших языков для манипулирования это русский, так как он особо богат синонимами и позволяет плести причудливые речевые конструкции, накидывать вуаль искренности и скрывать в подтексте то, что не хочется афишировать. Русский язык позволяет назвать одну и ту же вещь несколькими именами, создать иллюзию правды. Не каждый сможет использовать различные суждения так, чтобы повернуть ситуацию в выгодном свете. Часто такое воздействие влияет на те чувства и потребности человека, которые стремятся быть удовлетворенными.

Но так ли это плохо?

Да, люди зарабатывают на манипулировании. Но что же станет с миром без людей, которые своими суждениями призывали бы к действиям, убеждали бы, вели бы вперед? Ведь не всегда речевое воздействие проявляется только в негативном влиянии на человека. А как же быть с пресловутой силой слова, которое и силу духа поднимет, и в бой поведет, и душу перевернет?!

Речевое воздействие можно назвать мощнейшим оружием. И как и любое оружие, в умелых руках оное может не причинить вред, а оказать защиту, направить на путь истинный, открыть великие гуманистические ценности. Самое главное овладеть искусством влияния через слово так, чтобы не оказывать давления на психику. А медленно, но верно продвигать человека в направлении его развития.

Назарова Екатерина, 10 класс, 2013

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Сочинения, эссе, проблемные очерки and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>