Исходный текст
(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» – (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.
(25)…Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.
(По В. Астафьеву)
Предлагаю прочитать и сравнить композиционное строение двух сочинений.
Первое из них принадлежит ученице Захарьиной Елены Алексеевны, талантливого учителя из Алтайского края, создавшего свой сайт. Оно написано в полном соответствии с тем порядком, в котором расположены критерии проверки сочинения в формате С1 (ЕГЭ). Такое сочинение можно назвать «подарком» эксперту, потому что проверять его и выставлять баллы за него очень легко.
Второе сочинение написано в более свободной, эссеистской манере, в нем комментарий проблемы и анализ исходного текста пронизывают весь текст сочинения. Научиться писать такие сочинения смогут не все. Но если заботиться о действительном развитии способностей к словесному творчеству, а не просто готовить к сдаче экзамена, то стоит наиболее способным ребятам предлагать и такие образцы.
Сочинение-рассуждение
Вступление |
«Музыка – это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», – сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце, музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции. |
Формулировка проблемы |
Передо мной фрагмент повести В.Астафьева «Последний поклон», в котором автор привлекает нас, читателей, к размышлению над вопросом о роли музыки в жизни человека. |
Комментарий проблемы |
На первый взгляд, проблема избитая, она обсуждается всеми: журналистами, педагогами, психологами, писателями — в книгах, на телевидении, по радио, в частных беседах. Но звучание этой проблемы в тексте В.Астафьева удивляет нас новизной и сокровенностью высказанных мыслей. И не только потому, что прочитанный фрагмент относится к художественному стилю! Писатель повествует о рассказчике-мальчике, который услышал музыку первый раз в жизни. Тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, доброта, «неистребимая» любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций, пережитых мальчиком. Эту же музыку из детства рассказчик слышит через много лет во время войны. И теперь полонез Огинского оказывает совершенно другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…». |
Авторская позиция | Таким образом, в повествовании вырисовывается авторская позиция: музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать. |
Мнение читателя |
Невозможно не согласиться с В.Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, песен, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели. |
Первый аргумент |
Например, всем известна песня «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым и поэтом В.И.Лебедевым-Кумачом. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины. |
Второй аргумент |
В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей, между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, — заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа. |
Заключение |
В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз заставил задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни. |
Олеся Ч.
Сочинение в жанре эссе
Что хранит человек в памяти о своем прошлом? Что не забывается даже в старости? То, что стало потрясением, перевернуло душу или жизнь. |
Вступление. Использован прием «Вопросы-стимулы». |
Виктору Астафьеву было что помнить: раннее сиротство, детский дом, война и ранения, пришедшиеся на юность… Но не жаловаться хочет писатель в своих размышлениях, а вспоминать о прекрасных мгновениях своей жизни, когда, несмотря на горе, душа тянулась к высокому. Искренность, исповедальность астафьевских воспоминаний прекрасна. Как будто на ладони перед нами его душа – сначала ребенка, потом – мужчины. Это душа, прошедшая путь страданий и постигшая самое святое, что может быть, – любовь к родине. |
Комментарий биографический, а затем текстуальный. |
Писатель как будто хочет уверить нас: ощущение, что ты «не сирота,.. если у тебя есть родина», что ты часть своей земли, своей страны, может возникнуть внезапно, как порыв, идущий из глубины и поднимающий человека высоко. |
Позиция автора. |
Что может стать причиной такого взлета? Наверное, у всех это бывает по-разному. Для него же толчком стала музыка. Скрипка. Полонез Огинского. Кто слышал эту щемящую мелодию – поймет: такая музыка может перевернуть душу. Скрипка деревенского музыканта заставила ребенка восторженно плакать от любви к спящему селу, лесу, ночному миру, в котором «в эти минуты не было… зла» для него. Это чувство знакомо многим: прекрасная мелодия, прекрасные стихи, растворяясь в красоте природы, уносят нас ввысь. |
Размышления пишущего и текстуальный комментарий. |
«На стоге сена ночью южной/ Лицом ко тверди я лежал,/ И хор светил, живой и дружный,/ Кругом раскинувшись, дрожал…» – несомненно, когда Фет писал эти строки, он испытал подобное состояние. Когда Куинджи писал «Ночь над Днепром», он растворялся в красоте мира и любил родную природу. |
Первые два аргумента. |
Но любовь к родине может быть и другой – любовью патриота, готового пожертвовать жизнью за свою отчизну. Удивительно, что и это чувство ожило в душе героя благодаря той же мелодии полонеза, торжественно исполненного на органе в чужом городе во время войны. Однако теперь «музыка… не выжимала слёз, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами». Такое чувство любви к родине не смог бы испытать ребенок, оно дается мужественному человеку, воспитавшему в себе готовность к смерти за свой народ. |
Продолжение размышлений пишущего. Продолжение текстуального комментария. |
О такой любви к отчизне написано немало книг. Проза и поэзия о Великой Отечественной войне создавалась кровью. Потрясает мужество Сотникова в одноименной повести Василя Быкова. Этот герой жертвует собой и спокойно принимает смерть, не становится предателем, как его напарник, потому что понимает: только такая жертвенность в этой жестокой войне станет залогом победы над врагом. |
Третий аргумент - из литературы. |
Сам Астафьев до конца жизни не мог забыть великую войну и последний свой роман, «Прокляты и убиты», посвятил ей. Можно только гордиться, что такой человек был нашим земляком. |
Заключение, в котором вновь биографический комментарий и оценка личности и творчества В.П.Астафьева. |
Баландин Сергей, 11 класс, 2011
3/5