Образ Петербурга в русской литературе (теория)

У каждой эпохи свой образ Петербурга

Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина — Петербург предстает как «преславный град», «Северный Рим», «Северная Пальмира». Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование.

Только в XIX веке появляется город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя.

Петербург в описании А.С. Пушкина

Петербург в описании А.С. Пушкина

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин

В Петербурге Александр Сергеевич Пушкин провел более трети своей жизни — лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и житейских проблем. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как «град Петров».

Петербург для поэта — воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит:

Однако Пушкин чувствовал, что Петербург — город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений:

Образы Петербурга и его творца Петра в поэме двойственны. Петербург — город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог «маленького человека».

Обращение к фантасмагории, как типично петербургскому мотиву, и к «маленькому человеку» (бедному чиновнику), как к петербургскому типу, предвосхищает поэтику сюжетов петербургских повестей Гоголя.

Петербург в описании Н.В. Гоголя

Все мы вышли из его шинели.
Ф. Достоевский

В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В «Петербургских повестях автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

В повести «Невский проспект» (Невский проспект — своего рода символ Петербурга, его лицо-маска):

«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

В повестях «Нос», «Шинель» и «Записки сумасшедшего» большое композиционное значение имеет образ петербургского департамента, гротескные характеры чиновников и тема «маленького человека».

Определенные параллели к этому можно найти и в «петербургской» вставной новелле из «Мертвых душ» — «Повести о капитане Копейкине».

Отметим, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь между праздностью, злом, дьяволом и фантасмагорией. И всё это характерно для гоголевского Петербурга.

Петербург в описании Н.А. Некрасова

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Н. Некрасов

Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет. В молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира — владельцев «роскошных палат» и обитателей подвалов, «счастливцев» и «несчастливцев».

С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где «каждый дом золотухой страдает», где «штукатурка валится и бьёт тротуаром идущий народ», где мерзнут дети на «ложе своем». На улицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает «сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются» ( фрагмент из стихотворения «Размышление у парадного подъезда» читает ученик).

Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.

Фрагмент из книги Н.А.Некрасова «Петербургские улицы»:

«И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ.

И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного».

Подведем итоги нашим сообщениям; во-первых, петербургская тема, поднятая еще русскими литераторами в XVIII веке, в XIX веке стала темой первостепенной важности. Во-вторых, писатели XIX века придали образу Петербурга новые, трагические черты.

Петербург в описании Ф.М. Достоевского

В белую ночь мгновенно озарил душу
Достоевского скорбный облик Петербурга.
Н. А. Анциферов

Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя.

В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» многие критики называют «петербургским романом». И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах романа автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия — города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в то же время по-своему прекрасного.


Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Новости сайта, Сквозные темы русской литературы and tagged , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:

=) 8) :( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* Еще смайлы