C5. Почему М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени» нарушил хронологический порядок повествования?

Одной из отличительных черт романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является нарушение хронологического порядка повествования.

Действительно, если проследить сюжетный и фабульный порядок, различие становится заметным: согласно сюжету, читатель уже в предисловии узнает о смерти Печорина, фабула же логично и поэтапно ведет к гибели главного героя.

Такой структурный подход обусловлен несколькими причинами. Во-первых, по замыслу автора, линия повествования постепенно приближает читателя к более глубокому пониманию личности Печорина. Повествование, таким образом, ведется тремя рассказчиками. Сначала  за Печориным наблюдает Максим Максимыч. Он фиксирует его поступки, однако мотивировок им не дает. Это и неудивительно: глубинного понимания между героями нет, они выходцы из разных слоев, разделенные, к тому же, военной субординацией (Печорин выше чином). Таким образом, Максим Максимыч, будучи к Печорину близким лишь в силу жизненных обстоятельств, может поведать читателю о нем очень немного.

Большая эмоциональная составляющая присуща второму плану повествования: здесь рассказчиком выступает офицер. В отличие от Максима Максимыча, он одного с Печориным сословия, а стало быть, на равных может взглянуть на Печорина и проанализировать его типаж и поступки. Здесь впервые появляется описание внешности героя, а также характеристика: «холодный, высокий, одинокий». Замечая столь кардинальную разницу между Максимом Максимычем и Печориным, офицер даже жалеет первого, понимая, как, должно быть, тяжко существовать бок о бок с холодностью, подобной печоринской.

Наконец, третьим повествователем становится сам Печорин, его самоанализ есть максимальное раскрытие личности героя. Лермонтов использует форму прямого психологизма, приоткрывает глубинное и сокровенное, показывает, что на самом деле стоит за холодностью героя, и обнажает его боль и внутреннюю трагедию. Читатель ощущает себя более причастным к событиям, описанным в главе «Журнал Печорина», поскольку написана она от первого лица.

Есть и еще одна причина нарушения Лермонтовым хронологической последовательности при изложении событий романа — это намерение «прописать» характер Печорина как таинственный, авантюрный, ищущий ярких поворотов на своем жизненном пути. Яркий образ требует яркой среды, недоговоренность, возникающая при хронологических смещениях, усиливает интерес к герою. Таким образом, к нарушению хронологии автор прибегает в угоду занимательности, для привлечения внимания к образу Печорина.

Наконец, нарушение хронологии — вернейший способ показать эволюцию Печорина как сложного романного героя. Противоречивость Печорина подана не аксиоматически, как бы это было возможно при линейном повествовании. Соединяя кусочки мозаики жизни Печорина, путешествуя от одного полюса его личности (демонстративная сила и культивация воли) к другому (тайная слабость), читатель самостоятельно для себя эту противоречивость приоткрывает и исследует.

Никитина Валерия, 11 класс, 2013

 

 


Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Новости сайта, Образцовые сочинения в формате ЕГЭ по литературе and tagged , , , Печорин. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:

=) 8) :( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* Еще смайлы