Стихотворение А.Блока «Россия» имеет ряд особенностей, с помощью которых поэт раскрывает образ родины. Каждая из них соединяет его с разными произведениями русских поэтов-классиков.
Одна из этих особенностей заключается в том, что образ России дается Блоком через противоречия:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Эпитеты, характеризующие образ России-тройки, явно противоположны по своей оценочности. Так и Лермонтов в стихотворении «Родина» изображает контрастную картину русской природы. «Лесов безбрежных колыханье», «разливы рек… подобные морям», создающие впечатление необъятного простора, противопоставлены унылым проселочным дорогам, «огням печальных деревень», говору «пьяных мужиков». Однако все это отнюдь не отталкивает поэта, а пробуждает трогательные чувства: он признается, что любит Россию.
Другой важной особенностью произведения Блока является наличие в нем сквозного мотива дороги, пути, соединяющего необозримые просторы России и, одновременно, символизирующего ее путь в истории, историческую судьбу. Этот мотив соединяет «Россию» с «Тройкой» Н.А.Некрасова. «Что ты жадно глядишь на дорогу?» ‒ обращается Некрасов к героине стихотворения, однако дорога становится в его стихотворении воплощением судьбы простой женщины – крестьянки, но не родины, как было у Блока. Сопутствующие образы дорожной тоски, ямщика, его песни и разговора также объединяют произведения двух поэтов.
Наконец, как и в некрасовском стихотворении, Блок придает обобщающему образу родины черты русской красавицы – с «мгновенным взором из-под платка» – узорного, «до бровей».
Ксения Пирожникова , 11 класс, 2009