Сочинения С1, С2 по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

С1. Зачем Евгений Базаров, знакомясь с Николаем Петровичем, произнес свое имя на простонародный лад и как это связано с его дальнейшей линией поведения в романе?

Знакомясь с Николаем Петровичем Кирсановым, Базаров представляется как Евгений Васильев, стараясь подчеркнуть этим свое невысокое происхождение (так в метрических книгах второй половины 19 века записывались имена крестьян и мещан). Таким образом, с первой же минуты знакомства он стремится противопоставить себя либеральным дворянам. Базаров не отличается искусностью манер, воспитанностью (не сразу подал руку Николаю Петровичу). Однако он легко находит общий язык с представителями народа (прислуга в Марьино считала его «своим» человеком).

В споре с Павлом Петровичем Евгений Базаров с гордостью заявляет, что его «дед землю пахал» и что он относит себя к русскому народу. Однако Базаров при этом презирает народ, потому что «мужик наш рад сам себя обокрасть, чтобы напиться дурману в кабаке». Главный герой относится к демократической линии так называемого народознания, он любит народ, но не идеализируют его. Таким образом, Базаров не принадлежит ни к аристократии, ни к народу.

И.С. Тургеневу удалось создать образ героя разночинца-демократа, который являлся представителем нарождавшейся к 60-м годам 19 века новой интеллигенции.

(9 предложений)

Новоселова Ольга, 11 класс, 2009

С2. В чем, по Тургеневу, проявляется сложность диалога «отцов» и «детей» и каких произведениях русской классики отображаются взаимоотношения поколений? Свой ответ обоснуйте.

Сложность диалога «отцов» и «детей» проявляется в нежелании услышать друг друга: Павел Петрович не хочет принимать новых идей, а Евгений Базаров не желает использовать опыт прошлых поколений.

Для И.С. Тургенева связь поколений проявлялась во взаимодействии и взаимообогащении, преемственности мировоззренческих взглядов. Наиболее гармоничны в этом плане отношения Николая Петровича и Аркадия. Только терпимость и желание понять друг друга могут обеспечить диалог поколений в настоящем.

Взаимоотношения поколений изображены также в драме А.Н.Островского «Гроза», в «Вишневом саде» А.П. Чехова (где поколения вступают в конфликт), а также в «Тихом Доне» М.А. Шолохова (где поколения существуют гармонично).

В «Грозе» возникает конфликт между хранителями патриархального уклада, «отцами», и сопротивляющимися этому укладу «детьми». Финал драмы свидетельствует о пошатнувшихся устоях (Варвара сбегает из дома; Тихон бросает обвинение матери; протестуя, погибает Катерина).

В «Тихом Доне» при изображении мирной жизни казачества в первом томе, напротив, изображаются мирные взаимоотношения поколений (сохраняются традиции, старики в почете, мнение молодых уважается).

(8 предложений)

 Пирожникова Ксения, 11 класс, 2009


В следующем ответе можно проследить чёткую композицию, соответствующую сочинению типа рассуждения. Первый абзац являет собой тезис, второй представляет аргументацию, а третий – вывод.

С1. В чём, по-вашему, роль второстепенных героев Ситникова и Кукшиной?

В системе образов романа всё работает на раскрытие главного героя, в том числе и второстепенные образы «лженигилистов», примыкающих, «прилипающих» к новым людям.

Базаров – революционер-демократ, нигилист, а они хотят казаться новыми людьми. Быть ими они не смогут. Ситников – сын откупщика, спаивающего народ, Кукшина – посредственная личность, представляющая себя «эмансипе». Оба обрисованы с иронией, чаще сатирически и даже саркастически. У Кукшиной автор подмечает небрежность во всём: в табличке на двери, в пепле, рассыпанном повсюду, в книгах и журналах, «большею частию неразрезанных», в том, что она «роняла вопросы», на бал явилась в «платье без кринолина», несвежих перчатках, но «с райскою птицей в волосах». В её портрете автор выделил две детали: «круглые глаза» и «краснел носик». Этим передана не только её непривлекательность, но и увлечение спиртным, её бездуховность. Это не соратница Базарова.

На их фоне ярче высвечивается истинность нового человека, серьёзность его намерений, целеустремлённость.

(9 предложений)

Ромодина Татьяна, 11 класс, 2009

С1. Кого из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Д.И. Писарев назвал «маленьким Печориным»?

Так критик назвал Павла Петровича Кирсанова. И определение «маленький» следует понимать не буквально, а метафорически: речь идет о масштабе личности героя. «Аристократ до мозга костей», он всю свою жизнь гордился самим собой, своими поступками. Однако его жизненные цели и устремления были всегда направлены на достижение чего-то глубоко личного. Он ничем всерьёз не занимался – бросил военную службу, чтобы следовать за не разделявшей его страсть княгиней Р. Играть роль разочарованного, много пережившего человека стало для Кирсанова смыслом жизни, а самолюбование собственной утончённостью – способом самоуважения. Вспомним хотя бы внешний вид уездного аристократа, его холёные руки, подчёркнутую пунктуальность, переодевание к каждому выходу к столу, манеру разговаривать (с крестьянами – через надушенный платок, с Базаровым – подчёркнуто вежливо).

Его душевный потенциал нельзя сравнить с активными исканиями высокого назначения, глубиной переживаний и самообвинений Печорина. Григорий Александрович отважен, порывист, он вступает в отношения с друзьями, с женщинами, с горцами, рискует. Его жизнь наполнена серьёзнейшими испытаниями, подлинными опасностями. Кирсанов же – его бледная копия. А может быть, это уставший от испытаний, состарившийся Печорин?

         (12 предложений)

Шипиловских Елизавета, 11 класс, 2011


Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Новости сайта, Образцовые сочинения в формате ЕГЭ по литературе and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>