Сочинение по тексту Ю.Мороза

Исходный текст

Молодежь, как и прежде, как и всегда, протестует.

Она протестует против того, что ее обманывают! Учителя в школе, преподаватели университетов, политики, авторитетные обозреватели в телевизоре.Молодежь протестует против ЛЖИ!

Достаточно честно ответить на один вопрос, который прямо или косвенно задают подростки и молодое поколение.

И этот вопрос таков. Получу ли я в жизни то, что хочу, если буду слушаться родителей, учить уроки, посещать все лекции в университете и получу требуемые от меня пятерки?

Пятерки, тщательное посещение всех занятий и здоровый образ жизни гарантирует молодому человеку успех в жизни?

Скажите правду, положив руку на сердце – НЕ гарантирует.

И тогда еще один вопрос. А что гарантирует?

Положите руку на сердце и скажите честно – НЕ знаю.

Вы думаете, подростки не хотят всех этих дорогих автомобилей, которые они видят ежедневно в рекламе, не хотят красивой жизни, признаков и символов успеха, не хотят быть успешными, знаменитыми и богатыми?

Хотят. И намного больше, чем взрослые. И намного больше готовы делать для этого, приложить серьезные усилия.

Только скажите им – ЧТО они должны делать?

Просто идти работать и, как родители, пример которых перед их глазами, через некоторое время привыкнуть, перестать мечтать и считать, что если есть кусок хлеба и жилплощадь – то все уже неплохо?

Подростки максималисты. Вы их не убедите, что иметь кусок хлеба – достойная цель.

И тогда, вы и мы, их обманываем. Говорим – учитесь хорошо, и все будет. Но мы знаем, что обманываем, а они догадываются. И спорьте сколько угодно, но это предательство.    Это называется – воспользоваться доверием.

Именно поэтому так горят глазенки первоклассников и такие потухшие глаза у тех, кто учится в старших классах. Затем в них загорается надежда на университет. Но через несколько лет они понимают – и тут обманули. Обещали научить чему-то огромному и важному, а фактически сказали: вот вам диплом и идите устраивайтесь на хорошую работу. Если сможете.

И не приводите мне примеры: вот у нас в школе, был такой необыкновенный учитель. Или — вот у нас в университете был замечательный творческий преподаватель.

Они там не благодаря Системе, а вопреки ей.

Не поняв этот обман, но почувствовав его, и теряют подростки и молодые люди доверие к родителям и учителям.Я все делал, что вы говорили, но я не получил то, что я хотел. Я получил не огромный мир, полный творчества и возможностей, а получил работу и зарплату. И возможность в лучшем случае жить отдельно от родителей. И то далеко не всегда.

Почему бы честно не сказать об этом первоклашкам? Что вы получите только это. Хотите большего – думайте своей головой. А мы не знаем, как получить это большее.

(По Юрию Морозу)

Сочинение

Извечная проблема отношений детей и родителей, извечные претензии подростков к несовершенному миру взрослых… Не надоело ли рассуждать об этом, не отдает ли это уж чем-то слишком банальным?

Но нет – Юрий Мороз в своих эмоциональных, порой сбивчивых высказываниях затрагивает очень важный, современный аспект этой вечной проблемы: ложь старших становится слишком разрушительной. И ее опустошающий характер остро чувствует именно юная душа, не зная, как всегда, что противопоставить этой лжи.

Эта ложь, по мнению автора, очень нарядна и привлекательна: «Будь успешным! Добейся успеха! У-спе-вай!!!» – вот лозунги сегодняшнего времени. Каким же образом? Публицист приводит несколько узнаваемых родительских «рецептов»: «Учитесь хорошо – и все будет», вся «надежда на университет», без диплома успеха не добиться. Но жизнь оказывается богаче «рецептов», она развенчивает обман: отличники оказываются нищими, выпускники университетов – безработными.

Что же делать? Ответ автора категоричен: не обманывать, честно говорить детям, пусть даже и первоклассникам, что образование даст им какую-то работу и какую-то зарплату, но не райские кущи. «Хотят большего – пусть думают своей головой. А мы не знаем, как получить это большее».

С этим резюме не поспоришь, правота его очевидна. Однако автор настолько заражает своей искренностью, что невольно хочется продолжить затронутую им тему, ведь он коснулся только части проблемы. А она намного глубже. Вслед за констатацией родительской лжи, обращенной к ребенку, вольно или невольно встает вопрос: «А зачем родителю обманывать? Ведь не враг он своему сыну или дочери? Ведь должен же он желать им счастья?»

Счастья… В том-то все и дело. В голове у сегодняшнего родителя не без влияния современной идеологии создается очень опасная иллюзия, что именно успех – залог счастья. Да и само понятие «успех» рассматривается слишком узко – как успех обладания чем-то весомым: статусом, должностью, властью, вещами. Там, где счастье связывается с таким пониманием успеха, всегда борьба, а не любовь, всегда конкуренция, а не сотрудничество, всегда есть победители и побежденные. Быть последним не хочется никому – и жизнь превращается в гонку за успехом. Иногда – без правил, иногда – смертельную, иногда – сопровождаемую удачей… Но в любом случае – не очень-то счастливую: разве может быть счастлив тот, кто находится в постоянной тревоге, боясь потерять свой успех? Не зная других ценностей, другого счастья, измученные, но все еще надеющиеся «урвать» его кусочек взрослые пытаются втянуть в этот бег по кругу своих детей. И вот приметы этого бега взапуски – воскресные школы, лучшие гимназии, рейтинги, конкурсы, подготовительные курсы, лучшие вузы. Обогнать других, победить, оттолкнуть, прорваться. Итог – победитель так и не становится в полном смысле слова счастлив, побежденный – откровенно несчастлив.

Так в чем же счастье, как не в борьбе, как не в победе? Оказывается, все наоборот. Счастье в тех тонких, но прочных связях, которые устанавливает человек со своей душой, душами других людей, душой этого мира. И только эти связи дают ощущение настоящего счастья, путь к которому не забудет уже никогда тот, кто испытал его вполне.

Именно о таком счастье проникновения в свою душу, понимания себя пишет Н.Заболоцкий:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, –
Не я один. Нас много. Я – живой…

Именно о таком счастье слияния с другим человеком пишет Л.Толстой устами князя Андрея, о том, что весь мир разделен для него на две половины, и там, где Наташа, там «все счастье, надежда, свет».

Именно о таком счастье слияния с миром писал А.Фет: 

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Вот такой вкус счастья самый надежный, его и следует развивать в ребенке прежде всего. Но как – если сам родитель его не имеет?..

А.Д.Баландина, 2012 год

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Образцовые сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку. and tagged , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>