С1, С2. Сочинения по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

С1. Каковы мотивы поведения Понтия Пилата в сцене допроса Иешуа?

Бывший военный, прокуратор Иудеи Понтий Пилат – человек, отягощенный властью. Власть подавляет в нем человеческие черты. 

Иешуа внушает ему симпатию: сначала – даром целительства, затем – философией, пронизанной гуманизмом. Пилату хотелось бы пощадить арестанта, но выбора нет: Иешуа, вопреки подсказкам игемона, сознается в выступлениях против власти Кесаря, ибо «всякая власть – это насилие». Поэтому любая власть рухнет, и настанет Царствие Божье.

Когда возникает возможность спасти Иешуа в честь светлого праздника Пасхи, Пилат – за, иудейский народ – против, он предпочитает Иешуа – Варравану. Грабитель и убийца может уничтожить несколько людей, но философ – разрушить идеологию государства. Иудейский народ и духовенство выносят Иешуа смертный приговор. Чтобы не спровоцировать восстание, Пилат вынужден согласиться, он – умывает руки. Прокуратор проявляет трусость, каковой не знал в бою. Сначала он капитулирует перед властью Кесаря, затем – перед народом провинции. И расплачивается даже после смерти за это мучениями совести.

Сергей Баландин, 11класс, 2011

С2. В каких еще произведениях русской литературы звучат библейские мотивы?

Библейские мотивы звучат в «Преступлении и наказании», в «Легенде о Великом Инквизиторе» из романа «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского. Особую трактовку библейского сюжета дает Леонид Андреев в повести «Иуда Искариот». Библейскими мотивами наполнены рождественские стихи Бориса Пастернака из романа «Доктор Живаго», стихи Иосифа Бродского.

В плане отношений властителя и пророка с произведением Булгакова можно сопоставить «Легенду о Великом Инквизиторе». Ситуация суда над Спасителем повторяется, и Инквизитор, как и Пилат, ясно понимает, кто перед ним стоит. Однако если Пилат пытается спасти Иешуа, то Инквизитор грозится сам инициировать гонения на Иисуса, понимая, что Церковь давно отошла от учения Христа, действуя вразрез его словам. Царствие Божье, вопреки предсказаниям Спасителя, не близится, но земная власть стала еще более неистова. И уже уверена, что путь насилия и насаждения добра – единственно верный. Ибо народ не хочет брать ответственность на себя, отказываясь от свободы и полагаясь на власть, которая действует при помощи «чуда, тайны и авторитета».

В повести Л.Андреева «Иуда Искариот» акцент смещен на образ Иуды, испытывающего сложное чувство любви к Иисусу. В отличие от булгаковского романа, где Иуда – лишь второстепенный персонаж, в повести Андреева дается сложнейшее психологическое исследование противоречивых мотивов предательства им Христа. Он предает его из любви к нему: с одной стороны, заботясь о его посмертной славе, с другой – ревностно доказывая Учителю, что его любимые ученики не смогли постоять за него в минуту смертельной опасности.

Сергей Баландин, 11класс, 2011

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Новости сайта, Образцовые сочинения в формате ЕГЭ по литературе and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>