С2. Сочинение по балладе В.А.Жуковского «Светлана»

С2. В каких еще (кроме баллады «Светлана») произведениях русской классики авторами введен сон, и какое значение имеют сны в этих произведениях?

Жуковский изображает сон Светланы с целью придать балладе таинственность и мистичность: неожиданное появление жениха, его исчезновение, жених-мертвец, встающий из гроба, призваны создать именно такую атмосферу.

Так же необычен и таинствен сон Татьяны Лариной, но, в отличие от сна Светланы, Татьянин был более реалистичным: он предсказал убийство Онегиным Ленского.

Сон Обломова введен автором для того, чтобы лучше понять психологическую основу личности героя: именно благодаря сну об Обломовке мы понимаем, почему Илья Ильич так изнежен и тяжел на подъем. Атмосфера благоденствия и беззаботной неторопливой жизни способствовала формированию бездеятельного характера героя.

Достоевский вводит в роман «Преступление и наказание» несколько снов, чтобы читатель глубже раскрыл для себя личность Раскольникова. Первый сон открывает нам сцену жестокого избиения Миколкой лошади ради забавы. Ребенок-Раскольников, видя это по дороге в церковь, с кулаками бросается на убийцу лошади; этот сон предшествует убийству Родионом старухи и свидетельствует о том, что изначально Раскольникову чуждо насилие.

Через некоторое время после совершения преступления Раскольников видит другой сон: живая старуха-процентщица смеется над ним, а он не может ее убить, потому что вокруг люди; второй сон раскрывает взволнованную, отчаявшуюся душу героя после провалившегося «эксперимента над собой».

Уже на каторге Раскольников видит последний сон, в котором апокалипсис можно трактовать как результат развития его теории. Благодаря снам мы можем проследить духовную эволюцию героя: в конце романа Раскольников признает свою теорию антигуманной и переосмысливает жизнь.

Таким образом, в романах второй половины 19 века сны вводятся прежде всего как средство психологизма, средство создания образа персонажа, тогда как в произведениях Жуковского и Пушкина это еще романтический прием. (11 предложений)

Ромодина Татьяна, 11 класс, 2009

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Новости сайта, Образцовые сочинения в формате ЕГЭ по литературе and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>