Вступление


В критериях оценки сочинения не предусмотрены отдельные баллы за вступление, однако при его отсутствии возникает ощущение структурного и стилистического «провала», страдает выразительность, искренний, эмоциональный тон рассуждения. Поэтому советую его использовать. Вступление должно быть небольшим по объему (2 – 4 предложения), органично связанным с содержанием основной части по смыслу и сти­листически. 

Приемы, используемые во вступлениях к сочинению

  1. Ключевое слово и ассоциации
Цель приема – выделить ключевое слово текста, определяющее его тему, и представить ряд ассоциаций, которые оно вызывает в вашей памяти или воображении. Эти ассоциации должны быть ярко, образно представлены вслед за ключевым словом, которое образует назывное предложение. 

А.П.Чехов… Стоит произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: бедная русская провинция, уставшие от однообразной уездной жизни интеллигенты, разоряющиеся дворянские усадьбы. Тоска, безбрежная, непреодолимая… За всем этим – боль писателя, человека совестливого, скромного. Создавая его портрет, К.Чуковский не преувеличивает достоинств Чехова, в основе его повествования – воспоминания людей, близко знавших писателя, – актера Вишневского, писателей – М.Горького и А.Куприна.

  1. Название

Перед экзаменуемым не ставится задача озаглавить свое сочинение, однако если вам легко дается создание заголовков, то название может стать приемом вступления и организовать первую фразу вашей работы.

«Великий „сострадалец“» – так можно было бы озаглавить этот текст, ведь главной чертой личности А.Чехова, на которой сосредоточился автор, стала его щедрая, не требующая благодарности помощь людям.

  1. Ссылка на авторитетное мнение

Это может быть мнение конкретного человека, чье имя нужно назвать, или мнение профессионалов («политики высказываются…», «экономисты провозглашают…»), или же традиционно-исторический опыт, на который можно сослаться в безличной форме («недаром в народе говорят…», «бытует мнение, что…»).

  1. Цитата

Использование цитаты – очень распространенный и выигрышный вариант вступления. Если вы не можете припомнить подходящую цитату, не стоит сильно расстраиваться, так как порой яркое высказывание из исходного текста может стать превосходным началом сочинения.

Из исходного текста: «Каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдет в эту душу», – пишет Наталья Долинина, предлагая своим читателям задуматься над вечной проблемой духовности человека и общества».

Из друго­го источника: «Настоящие писатели – совесть человечества», − утверждал великий философ Людвиг Фейербах. И не случайно. Совестливость, скромная оценка себя как творца дают возможность совершенствоваться, искать, ценить тех, для кого ты работаешь. А ведь без этого нет развития…

  1. Вопросы-стимулы

Прием, основанный на использовании ряда вопросов, открывающих сочинение. Одновременно они, как правило, являются формулировкой проблемы. Вопрос не должен быть один, иначе он как бы повисает в воздухе, не производит должного впечатления. Слишком же длинная череда вопросов тяжела для восприятия, так как может привести к потере концентрации внимания. Оптимальное количество вопросов-стимулов – три!

Что такое душа? Когда и почему человек чувствует ее пробуждение? И что она дарует – счастье или страдание? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти в своих размышлениях известный писатель М.Пришвин.

  1. Картина

Ряд назывных предложений, открывающих сочинение, благодаря описательности, зрительным образам, в совокупности должен создать образ впечатляющей картины. Цель приема – воздействие на эмоции и чувства читателя.

Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… И мертвое безмолвие… Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. И литература должна пробуждать внимание людей к этой проблеме. Именно эта мысль отчетливо звучит в статье С.Залыгина.

  1. Воображаемый оппонент

Этот прием можно использовать при условии, что вы хорошо поняли авторскую позицию. Тогда одному или двум вашим полемическим замечаниям по ее поводу можно придать общий характер.

Возможно, многие сочтут экологические проблемы уделом науки и публицистики. Вероятно, найдутся и те, кто засомневается, что для литературы эта проблематика – важнейшая. С.Залыгин же из числа тех, кто уверен: литература должна воспринять «проблему природы» как безусловно главную проблему современного мира.

  1. «И что же автор хотел сказать?»

Этот прием лучше использовать при работе с художественным текстом, когда позиция автора скрыта в подтексте какой-либо истории, не высказывается прямо. Именно тогда возможно акцентировать внимание на контрасте между незамысловатостью рассказанной истории, ее частным характером – и глубиной ее смысла, ее общечеловеческим значением.

Незамысловатая история-случай о собаке, не пожелавшей расставаться с привычкой находить приют у ног хозяина, лишь на первый взгляд кажется забавной. На самом деле она полна глубокого смысла. Верность, преданность, доверчивость – так ли часты они в отношениях людей? Читая повествование, невольно задумываешься о том, что порой животное лучше человека…

  1. Общие сведения об обсуждаемой проблеме

Такой прием можно было бы назвать и по-другому: «От общего – к частному». Если у вас есть база знаний – поговорите о проблеме в расширительном плане в начале своих сочинений. Но не забудьте вернуться к тому ее аспекту, который затронул автор, иначе работа будет иметь слишком общий характер и вы неоправданно отдалитесь от исходного текста.

Цивилизация не синоним культуры. Цивилизация наращивает возможности человека организовать удобную жизнь для своего тела. Культура заботится о душе. Рост цивилизации не служит залогом для роста культуры. Часто даже наоборот.

Эта важнейшая проблема современности – потеря духовности – заботит и В.Непомнящего, автора данной статьи. Для него, как для литератора, публициста, важнейшим оплотом духовности и культуры является книга, поэтому и переживает он об изменении отношения людей к книгам.

  1. Обращение к читателю

Обращение в форме вопросительных или восклицательных предложений с использованием местоимения «вы» – яркий публицистический прием. Однако пользоваться им необходимо с осторожностью: обращения не должны быть излишне напористыми, банальными и назидательными.

Храните тайны, дорожите ими! Ведь доверенное вам – это знак особых отношений, которые можно и потерять! Кто знает, много ли вам их будет доверено? А вот не дорожим и теряем, как будто хочет сказать автор…

  1. Создание определенного эмоционального настроя

Здесь могут быть и картинки воспоминаний, и впечатления от увиденного и пережитого, и описания эмоциональных состояний. Такие вступления притягательны своей искренностью. Выбирайте данный прием смело, если чувствуете, что вам по силам написать всю работу в таком ключе. Однако подобное вступление будет смотреться нелепо в сочинении, наполненном официальными оборотами.

Помню красочные переливы света, брызжущие волны, солнце искрится в капельках брызг. Море. Какое оно! Хорошее… А через несколько дней, во время шторма, оно выплеснуло на берег мертвую живность. И тяжелый запах смерти стоял несколько дней рядом с берегом. Жизнь и смерть так близко. Может быть, тогда, в детстве, в первый раз эта мысль потрясла меня и запомнилась. Не забываются детские потрясения никогда. Потому что становятся мостиком во взрослую жизнь. Вот и В.Аксенов не забыл того рубежа, на котором он оставлял детство, превращаясь в мужчину…

  1. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям

Прием для того счастливого случая, когда вы действительно что-либо знаете об авторе. Характеризуя автора, старайтесь избегать излишних похвал и официоза, не завышайте его роль в культуре: это прочитывается либо как желание угодить экзаменаторам, либо как лесть в адрес автора и, в целом, не добавляет приязни по отношению к пишущему.

Виктор Петрович Астафьев, писатель, публицист, много писал о войне. Сам будучи фронтовиком, он знал о ней не понаслышке. Тот, кто видел смерть близких, кто знает, как легко терять, с особым, бережным трепетом относится к сохранению жизни. Об этом написаны многие книги Астафьева («Звездопад», «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»), об этом и лежащий передо мной отрывок из статьи, написанной все в той же, взволнованной, астафьевской манере.

Задание 1.

Перед вами вступления к сочинениям

Укажите в этой колонке, какие приемы использованы в данных вступлениях.

1. За что дают ордена и медали старикам, участвовавшим в войне или трудившимся на производстве? Справедливы ли эти награды? И нужно ли вообще их давать? Такие вопросы невольно возникают после чтения размышлений Г.Смирнова…

2. Древняя мудрость гласит: «Две вещи поражают нас больше всего – звезды над головой и совесть внутри нас…» О ней, о совести, рассуждает автор данного текста, приглашая нас к откровенному разговору, диалогу на равных.

3. А.П.Чехов. Много ли мы знаем об этом человеке? Да, им написаны прекрасные рассказы и пьесы. Но К.Чуковский открыл мне Чехова с такой стороны, о которой я почти не знал. Он поведал о его удивительной скромности и сострадании людям.

Аэродромы,

пирсы

и перроны,

леса без птиц и земли без воды…

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды.

Р.Рождественский

4. Всего четыре строчки, но в них суть серьезных изменений, происходящих на Земле. Мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующего поколений?

5. Я познакомилась со стихами Цветаевой в 11 классе, когда мы изучали поэзию Серебряного века. Не все в ее стихах было понятно, но поразила их сила и мощь. Я поняла, что это мой поэт, встречи с которым еще будут. Но встреча на экзамене – неожиданность все же! Радостная неожиданность! Воспоминания Е.Б.Тагера, лично знавшего Марину Ивановну, я прочла с интересом. Думаю, этот литературовед хорошо знал и любил стихи Цветаевой и восхищался ее личностью. Этим чувством пронизан весь текст.

6. В Библии сказано: «Не хлебом единым жив человек». Правильно, добавит, сегодняшний потребитель, не только хлебом, но еще и фаст-фудом с пепси-колой.

7. Д.С. Лихачев – известный русский литературовед, публицист, интеллигент, сознающий свою ответственность перед культурой. Именно поэтому он живо откликается на ее насущные вопросы и пишет о необходимости быть интеллигентным, хранить в чистоте русский язык.

8. «Вникнем во все хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием». Невольно вспоминаются эти слова, когда читаешь текст Л.Соколовой. Он представляет собой повествование о деревце-рябинке, и особая интонация сочувствия сразу выдает авторское отношение к ней.

9. Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава вся в росе! А цветы! А птицы! Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передается и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом рассказывает В.Солоухин…

10. Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных сорев­нованиях, лето в лагере отдыха… Сколько свет­лых детских воспоминаний хранит память! По­чему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.

11. На первый взгляд, история, написанная Н.Соколовой, о рябинке: ее расцвете, жизни, очень недолгой, и смерти. Да, все верно. Рассказ о рябинке. Но это лишь повод поговорить о нравственных проблемах, выразить мысль о разрушении красоты…

12. «Умей наслаждаться красотой, береги ее…» Эти слова В.Сухомлинского невольно вспоминаешь, когда читаешь размышления С. Залыгина. В данном тексте автор размышляет о проблеме природы, приглашая нас, читателей, к диалогу, к беседе об актуальных проблемах нашего мира, нашего времени.

 

Ответы: 

Задание 2. 

Напишите несколько вариантов вступлений, основанных на изученных приемах, к сочинениям по разным текстам. 

 

 

3 Responses to Вступление

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>