Сочинение по тексту В.Аксенова

Исходный текст

(1)Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далёком волжском городе. (2)Он был третьегодник, я догнал Его в четвёртом классе в 43-м году. (3)Я был тогда хил, ходил в телогрейке, огромных сапогах и тёмно-синих штанах, которые мне выделили по ордеру из американских подарков. (4)Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты. (5)Всё же я продолжал гордиться своими штанами: тогда не стыдились заплат. (6)Кроме того, я гордился трофейной авторучкой, которую мне прислала из действующей армии сестра. (7)Однако я недолго гордился авторучкой. (8)Он отобрал у меня её. (9)Он всё отбирал – всё, что представляло для Него интерес. (10)И не только у меня, но и у всего класса.

(11)В школе нам каждый день выдавали завтраки – липкие булочки. (12)Староста нёс их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывёт из школьных недр это чудесное блюдо. (13)Я, как и все, заворачивал булочку в тетрадный листок и клал в сумку.

(14)Его голубые глаза каждый день встречали меня за углом школы.

(15) – Давай, – говорил Он, и я протягивал Ему свою булочку, на которой оставались вмятины от моих пальцев.

(16) – Давай, – говорил он следующему, а рядом с Ним работали Лёка и Казак.

(17)Я приходил домой, и мы с младшей сестрёнкой ждали тётю. (18)Тётя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и картошку. (19)Иногда она ничего не приносила.

(20)Однажды она сказала мне:

Нина приносит завтраки, а ты нет. (21)Рустам приносит, и все ребята с того двора, а ты съедаешь сам.

(22)Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. (23)В сером темнеющем небе над липами кружили грачи. (24)Чем питаются грачи? (25)Насекомыми, червяками, воздухом? (26)Им хорошо. (27)А может быть, у них тоже есть кто-нибудь такой, кто всё отбирает себе? (28)Низко над городом шли пикировщики. (29)Что будет со мной?

(30)Всю ночь тётя стирала. (31)Вода струилась за ширмой, плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной воде, тётя давила его своими узловатыми руками.

(32)На следующий день за углом, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил. (33)Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак.

(34) – На, смелей, кусни!

(35)На другой день, когда кончился последний урок, я положил тетрадки в сумку и оглянулся. (36)Казак, Лёка и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. (37)По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак. (38)Будь что будет. (39)Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день.

(По В.П. Аксёнову) 


Сочинение №1

Честь дороже жизни.

Ф. Шиллер

Честь, достоинство, совесть… Что скрывается за этими понятиями? Как их сохранить? Вопрос о защите чести занимает особое место в рассказе В.П.Аксенова.

Проблема заслуживает особого внимания читателей, потому что в наши дни многие считают понятие чести несовременным. В рассказе же она раскрывается на примере становления личности мужчины. От мальчика, который молча отдает булочку, до мужчины, который, «сотрясаясь от отваги», дает отпор своему врагу, огромное расстояние. Однако герой проходит его за считанные дни. Он неожиданно для самого себя принимает решение не трусить и дать отпор хулиганам. Герой терпит поражение в столкновении с ними, но, проиграв, все равно уверен в том, что будет «отстаивать свой завтрак» каждый день.

Позиция автора такова: защищать себя, свою честь нужно до победного конца, несмотря ни на что, чтобы потом суметь постоять и за честь Родины.

Невозможно не согласится с тем выводом, к которому приводит читателей автор. Есть множество литературных произведений, в которых герои, защищая честь своей Родины, сохранили и свое честное имя.

Примером тому служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», эпиграфом к которой является часть русской пословицы. Народная молва гласит: «Береги платье снову, а честь ‒ смолоду». Именно Петру Гриневу, главному герою произведения, был дан этот наказ. И он не запятнал честь даже тогда, когда можно было поплатиться за нее головой.

Так же защищая свою оскорбленную честь, и сам А.С.Пушкин, «невольник чести», погибает на дуэли. Его противники — барон Геккерен и Ж.Дантес — были влиятельными людьми при дворе Николая I. Однако есть нечто большее, нежели страх перед силой и властью, и это большее − не что иное, как чувство собственного достоинства.

Вот и В.П.Аксенов призывает не забывать об одной из главных характеристик души человека – чести и достоинстве. Ведь потерять их гораздо легче, чем восстановить. (289 слов)

Ирина Чудинова, 11 класс, 2011 год

Сочинение №2

Текст В.Аксёнова – о тяжёлом детстве в условиях военного времени. Мы видим, как рано приходилось взрослеть детям, окружённым тяготами и лишениями. Автор поднимает проблему взросления мальчика, его становления как мужчины.

С самого первого предложения появляется образ хулигана, имя которого не называется. Но тот факт что «Он», «Его», «Ним» на протяжении всего текста пишется с заглавной буквы, говорит нам о значимости этого героя в повествовании и передаёт безусловный страх, который испытывает рассказчик по отношению к нему. Интересна и сама речь главного героя. Если в начале текста она напоминает речь ребенка («Я гордился своими штанами», «Он отобрал её у меня. Он всё отбирал – всё..»), то в конце, после того как он попробовал дать отпор хулигану, мы слышим слова «не мальчика, но мужа»(«… я снова буду отстаивать свой завтрак. Будь что будет…»).

Мальчик становится мужчиной, когда начинает бороться с обстоятельствами, чувствовать ответственность за ближних, принимать самостоятельные решения – в этом позиция автора, с которой невозможно не согласиться.

Проблему взросления ребёнка затрагивали многие писатели. В повести Л.Н. Толстого «Детство» из знаменитой трилогии главный герой, Николенька, также переживает взросление. Мы видим его внутренние переживания, сомнения. Но если Л.Н.Толстой в свойственной ему манере «растянул» взросление своего героя на три повести, то В.Аксёнов прекрасно передал напряженную внутреннюю борьбу ребёнка и его быстрое взросление с помощью приёма монтажа («Чем питаются грачи?…Им хорошо…Низко над городом шли пикировщики. Что будет со мной?»).

Стремление чистой души ребёнка бороться со злым и жестоким окружающим миром мы видим и на примере маленького Родиона Раскольникова. Видя, как мужики загоняют лошадёнку, ребёнок всеми силами порывался спасти её, плакал, видя, как страдает невинное существо. Пусть он и был остановлен отцом, этот жизненный урок, безусловно, повлиял на дальнейшую судьбу героя.

Ребёнок становится взрослым тогда, когда начинает действовать на основании собственных решений. К сожалению, эти решения часто перерастают в борьбу с миром, так как подобная «смелость» встречается с непониманием или даже агрессией со стороны окружающих. (308 слов)

 Никита Ошуев, 11 класс, 2013

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Новости сайта, Образцовые сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку.. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:

=) 8) :( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* Еще смайлы