С1. Какую оценку дает герой (а вместе с ним автор) своему поколению?
Поколение героя (и автора) больше не верит в Судьбу и предопределение, поэтому у его представителей нет уверенности и силы воли. Они не верят также и в возможность личного счастья и всеобщего блага, поэтому более «не способны к великим жертвам». Излишняя склонность к мечтательности и рефлексии ведет к «истощению души и постоянства воли». Жизнь проживается мысленно и, не соответствуя картинке воображения, не вызывает интереса. Ощущения, присущие поколению Лермонтова, в целом соответствовали романтико-байроническому духу эпохи.
Герой (а им является Печорин, ведь это страничка из его дневника) относится к своему поколению со значительной долей скепсиса. Он называет себя и своих ровесников «жалкими потомками», не обладающими убеждениями и гордостью. Эта жесткость оценок свидетельствует о волевом и твердом характере героя, его уме и рациональности.
(8 предложений)
Баландин Сергей, 11 класс, 2011
С2. В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?
Внутренние противоречия были свойственны многим героям русской литературы XIX – XX веков. Лермонтов – один из русских писателей-реалистов, заложивших традицию психологически точного изображения сложных человеческих характеров.
Продолжателями этой традиции стали И.С. Тургенев и Ф.М. Достоевский. Изображая Базарова и Раскольникова, они сосредотачивают свое внимание на противоречиях характеров героев.
Душа Базарова раздираема противоречиями между убеждениями и иррациональной страстью, охватившей его внезапно. Не выдерживая борьбы с нею, ощущая себя бессильным, Базаров впадает в угнетенное состояние. Его преждевременная смерть ‒ от пренебрежения своей жизнью, от потери целостности чувства, слова и дела, самоуважения.
Противоречива и натура Раскольникова: он не может до конца совершить выбор между «теорией», честолюбием ‒ и совестью, природной добротой и состраданием. Преступление является шагом к себе – одинокому «сверхчеловеку», однако страдания и любовь возвращают героя к лучшим началам в себе. Эпилог романа рисует просветленного Раскольникова, каким он был в раннем детстве. В отличие от Базарова, он не гибнет. Так русская литература утверждает приоритет совести, доброты, любви.
(12 предложений)
Баландин Сергей, 11 класс, 2011
Проверьте, насколько вы помните содержание романа «Герой нашего времени»!