ЕГЭ

Единый государственный экзамен —  централизованная система аттестации выпускников средних школ России по обязательной учебной программе, проводящаяся в форме системы тестов.

Считается, что первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-х г.г. 20 века. Уровень образованности иммигрантов из бывших африканских колоний был столь низок, что французские власти пошли им навстречу, сильно упростив систему экзаменов. Были введены тестовые опросы, выпускной экзамен совмещался с вступительным в вуз.

Очень скоро во Франции начались многочисленные демонстрации и акции протеста: народ не принимал новую систему, считая, что она ведет к «отупению» нации. Противостояние длилось недолго: уже через три года правительство, оценив результаты новой политики, отказалось от нововведений.

Однако подобная система вполне успешно прижилась в Америке. Она была менее затратна и очень удобна. Вслед за Америкой идея «2 экзамена в 1» начала получать широкое распространение во всем мире.

Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России в 1997 году. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников. В 1999 году создан Федеральный центр тестирования Минобрнауки с целью развития в стране системы тестирования. Под руководством директора центра Владимира Хлебникова была разработана идея, технология и методика проведения ЕГЭ, а также его программное обеспечение и шкалирование результатов тестирования. Тогда же была сформирована основа для составления КИМов, решались вопросы координирования информационно-технологического обеспечения экзамена.

Начались эксперименты со сдачей вступительных экзаменов в вузы в форме тестов.

Главным идеологом  и организатором ЕГЭ в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год.

Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним из необходимых условий этого процесса стало введение новых способов оценки знаний школьников. Помимо В.Филиппова следует назвать его замминистра Виктора Болотова и ректора Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослава Кузьминова.

ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников (стандартная пятибалльная шкала с этой задачей давно уже не справлялась). Именно поэтому была выбрана тестовая форма, с которой работает беспристрастная машина.

Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.

«Во все элитарные и в большинство других вузов можно поступить только либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нем, либо через целевой прием, который они реализуют, либо через «договорные» школы, которые есть у московских и питерских вузов», — утверждал Филиппов.

В думских прениях голоса разделились следующим образом: в поддержку реформы высказались фракции «Яблоко», «Союз правых сил» (СПС), «Отечество — вся Россия» (ОВР) и «Единство» (последние две партии позже объединились в «Единую Россию»). Против ввода системы ЕГЭ и за сохранение прежнего порядка выступали тогда и позже партии и политики левого спектра: КПРФ, Юрий Лужков, Сергей Миронов и др.

Проведению эксперимента по введению ЕГЭ дали старт два постановления Правительства РФ:

  • «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года
  • «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 года.

Были выбраны экспериментальные регионы, где впервые в 2001 году по восьми предметам прошел ЕГЭ: республика Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская и Ростовская области.

В 2002 году регионов было уже 16:  республики Башкирия, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Саха (Якутия), Красноярский край, области Калининградская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Псковская, Ростовская, Самарская, Томская, Челябинская.

В 2003 году в эксперименте приняли участие 47 регионов (в том числе и Пермский край), причем в 11 из них выпускники сдавали ЕГЭ по всем девяти предметам школьной программы.

Уже в 2004 – 2005 годах эксперимент признали успешным и планировали сделать обязательным, несмотря на многочисленные протесты и недовольство общественности.

Из всех субъектов Российской федерации дольше всех сопротивлялась введению ЕГЭ Нижегородская область, громче всех звучал протестный голос ректора МГУ В.Садовничего.

В 2008 году выпускной экзамен по  литературе был выведен из списка обязательных.

1 января 2009 года вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые провозгласили ЕГЭ обязательным для всех выпускников, независимо от того, собираются они продолжать обучение в вузе или нет.

Школьные медали и дипломы СПО с отличием теряли свою силу при поступлении, а их обладатели лишались льгот: теперь они должны были сдавать ЕГЭ на общих условиях.

Однако расширилось число олимпиад, по итогам которых выпускник школы мог быть принят в высшее учебное заведение с минимальным баллом по ЕГЭ. С этого времени их список ежегодно будет утверждаться Министерством образования и науки РФ.

С этого момента именно ЕГЭ стал играть главную роль при поступлении в вуз. Результаты сдачи ЕГЭ в школе одновременно стали засчитываться как вступительные экзамены.

Для получения аттестата школьникам необходимо было сдать всего два обязательных экзамена — по русскому языку и математике, а для поступления в вуз — четыре. Дополнительные экзамены определялись в зависимости от требований университета при поступлении, однако обязательными для поступления на все специальности явились результаты вступительных испытаний по русскому языку.

Некоторые вузы (а именно 24) получили от правительства разрешение проводить собственные дополнительные испытания на некоторые специальности. Дополнительные испытания организовывались по специальностям творческой и профессиональной направленности, требующим наличия особых творческих, физических или психологических качеств.

Также каждый вуз теперь обязали до начала приема заявлений устанавливать свой проходной порог. Это необходимо для того, чтобы облегчить выбор учебного заведения тем абитуриентам, чьи баллы недостаточно высокими.

Документы для поступления в вуз теперь можно было отправлять по почте, что значительно облегчало выпускникам возможности поступления.

Баллы, полученные на госэкзамене, отныне перестали влиять на итоговые отметки, которые выставляются в аттестат. Однако если выпускник сдает оба обязательных экзамена неудовлетворительно, ему выдается справка об обучении в школе и предоставляется право пересдачи экзамена только через год. Перестало действовать правило «плюс один балл» при выставлении итоговой оценки в случае получения неудовлетворительной оценки за ЕГЭ.

Была решена проблема с пересчетом и шкалированием результатов ЕГЭ: перевод баллов в оценки отменен. Теперь выпускник, оканчивая школу, получал отдельно свидетельство о сдаче ЕГЭ и аттестат. Результаты ЕГЭ оказывались действительны до 31 декабря года, следующего после сдачи экзамена.

Директор ФИПИ  Андрей Геннадьевич Ершов о ЕГЭ-2013!

Ведущий научный сотрудник ФИПИ, председатель комиссии разработчиков КИМов ЕГЭ и ГИА по русскому языку Ирина Петровна Цыбулько об изменениях в КИМах ЕГЭ-2013 по русскому языку!

Ирина Петровна Цыбулько о ГИА- и ЕГЭ-2013 по русскому языку (студия ИД «Первое сентября»). Интервьюер — Артем Соловейчик, директор ИД «Первое сентября». Московский педагогический марафон учебных предметов, День учителя русского языка.

Программа «Железные леди» о массовой утечке КИМов на ЕГЭ-2013.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:

=) 8) :( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* Еще смайлы