Заключение

Заключение, как и вступление, не оценивается в балловой шкале, но без него рассуждение будет выглядеть незавершенным, вы можете потерять баллы за логичность построения и цельность работы. Поэтому советую потратить силы на его создание! Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом (и содержательно, и по стилю), быть небольшим по объему.

Приемы, используемые в заключениях

  1. Итог (обобщение основных мыслей – своих или авторских)

Са­мая типичная и логичная концовка сочинения. Используя ее, следует избегать повтора уже высказанных мыслей, приберегать обобщающую мысль к концу сочинения.

Можно еще долго говорить об этой волнующей многих проблеме. Ясно одно – никогда человек не станет полным владыкой природы: конечное не может быть сильнее вечного, частное не может командовать общим. И только неоправданное самомнение может считать по-другому.

  1. Призыв, обращение к читателю

Также один из излюбленных приемов в сочинениях выпускников. Помните, что, прибегая к нему, не стоит опускаться до слишком явной назидательности. Ваши призывы не должны быть банальны.

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, кото­рые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощуще­ний. Подумайте: кем вы хотите быть  творцом своей жизни или просто зрителем?

  1. Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует дальнейшего обдумывания читателем)

Этот прием встречается реже предыдущего. Концовка в виде вопроса звучит выразительно, как бы аккордом. Чтобы аккорд не «размазался», старайтесь вопрос сделать коротким!

Душа раскрывается в любви и страданиях, другого способа М.Пришвин не находит. Да и есть ли он?

  1. Перспектива

Суть приема – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более широкой проблемы, наметить перспективу дальнейшего разговора.

Да, это так: человек не должен быть столь меркантилен по отношению к природе. Необходимо прежде всего ценить ее красоту. И это часть более широкой проблемы: утрата духовности становится знаком сегодняшней цивилизации.

  1. Цитата

Следует помнить, что далеко не каждая цита­та будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшо­го фрагмента, который содержит ключевые слова текста или цитаты из другого источника, точно отражающие позицию автора исходного текста.

Кто хоть раз в жизни не поражался этой способности собаки верно и преданно любить? Замечательно сказано: «Если бы люди могли любить, как собаки, мир стал бы раем…»

Обращаясь к загадке рождения души, способности ее к росту, не стоит забывать и о том, что процесс этот бесконечен: «Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится» (М. Монтень).

  1. Умолчание

Один из красивых приемов открытого заключения. Являет собой фразу, заканчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Может использоваться в совокупности с другими приемами заключений, например с цитированием.

И только после смерти героя поняли они, что такой же ангельской была и Сашкина душа. «Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший с ними директор школы опустил голову». Но поздно, не услышит….

  1. Фраза, содержащая яркий образ (метафору, каламбур, символ)

Употребляется обычно в качестве последней фразы текста и поэтому используется в сочетании с другими приемами заключений.

Итак, С.Залыгин приводит нас к очень важному пониманию: у каждого времени свои проблемы, которые оно неизбежно должно решить, чтобы не прервалась цепочка жизни. Задача нашего времени – прийти к согласию с природой, и литература должна в этом помочь. Земля должна быть нашим чистым, светлым и белопарусным кораблем.



style="display:inline-block;width:468px;height:15px"
data-ad-client="ca-pub-2925949349583586"
data-ad-slot="8901796351">

 Задание 1. 

Перед вами заключения различных сочинений

Определите, какой(ие) прием(ы) использован(ы) в них

1. Конечно же, именно искусство формирует прекрасные качества в человеке: доброту, любовь, искренность, – и только эти качества способны убить жестокость, победить зло и коварство. Следуя идеалам добра, человек «не будет слепо подчиняться судьбе и послужит великому делу любовной связи людей между собой».

 

2. Когда я держу в руках Красную книгу, то понимаю, что во многом мы уже опоздали. Очень не хочется, чтобы это издание стало многотомным. Пусть лучше многотонными будут наши усилия по спасению природы!

 

3. Художественная литература дарит нам не­сметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

 

4. Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радост­ное, по-детски непосредственное восприятие жиз­ни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

 

5. Мне показались очень интересными мысли автора. Его текст – призыв к нам, читателям: будьте добрее, внимательнее к людям, не оставляйте в беде слабого!

 

6. Только способность испытывать радость от встречи с красотой делает человека культурным. Как же это важно – не заглушить в себе эту способность, не растратить ее!

Ответы:

 Задание 2.

Напишите несколько вариантов заключений, основанных на разных приемах, к сочинению по тексту В.Астафьева. Укажите на полях названия структурных частей сочинения.

Исходный текст

Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. Не видать берегов, не видать бела света. Как и когда поднялось солнце – я не заметил. Туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире, лед на нем как будто плыл и качался.
И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. Он, как легкая, сделанная из папье-маше игрушка, колыхался и подпрыгивал в солнечном мареве, а туманы покачивали его на волнах своих.

Храм этот плыл навстречу мне, легкий, белый, сказочно прекрасный.

Я отложил удочку, завороженный.

За туманом острыми вершинами проступила щетка лесов. Уже и дальнюю заводскую трубу сделалось видно, и крыши домишек. А храм все еще парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, и весь он был озарен светом, и дымка светилась под ним.
Наконец храм опустился на лед, утвердился. Я молча указал на него, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана.
Спас-камень, – коротко молвил товарищ мой.

И тогда я вспомнил, как говорили мне друзья о каком-то Спас-камне. Но я думал, что камень – он просто камень.

А тут Спас-камень – храм! Монастырь!

Не отрывая глаз от удочки, товарищ пробубнил мне историю этого дива. В честь русского воина-князя, боровшегося за объединение северных земель, был воздвигнут этот памятник-монастырь. Предание гласит, что князь, спасавшийся от врагов, начал тонуть в тяжелых латах и пошел уже ко дну, как вдруг почувствовал под ногами камень, который и спас его. И вот в честь этого чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля с берега. На лодках и по перекидному мосту, который каждую весну сворачивало ломающимся на озере льдом, монахи натаскали целый остров и поставили на нем монастырь. Расписывал его знаменитый Дионисий1.
Однако уже в наше время, в начале тридцатых годов, в колхозах развернулось строительство и потребовался кирпич. Но монахи были отличными строителями и из кирпича сотворили монолит. Пришлось взорвать монастырь. Рванули – и все равно кирпича не взяли: получилась груда развалин, и только. Осталась от монастыря одна колоколенка и жилое помещение, в котором нынче хранятся сети и укрываются от непогоды рыбаки…
Я смотрел на залитый солнцем храм. Озеро уже распеленалось совсем, туманы поднялись высоко. Среди огромного, бесконечно переливающегося бликами озера стоял на льду храм – белый, словно бы хрустальный, и все еще хотелось ущипнуть себя, увериться, что все это не во сне, не миражное видение.
Дух захватывает, как подумаешь, каким был этот храм, пока не заложили под него взрывчатку!
Да, – говорит товарищ все так же угрюмо. – Такой был, что и словами не перескажешь. Чудо, одним словом, чудо, созданное руками и умом человеческим.
Я смотрю и смотрю на Спас-камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про все на свете.

(По В. П. Астафьеву)

Сочинение

Пронзительная тишина… Выплывающий из густого тумана белый хрустальный храм, похожий на видение… Потрясенный необыкновенным зрелищем, повествователь смотрит на это чудо, плывущее над волнами, и не может понять: явь это или сон.

 1

В атмосферу волшебной сказки нас погружают первые же строки этого рассказа. Астафьев рисует картину раннего туманного утра на озере Кубенском, куда приехал порыбачить. Туман и создает ощущение таинственной завесы, которая внезапно спадает, открывая великолепие одинокого, неожиданно, как будто ниоткуда появившегося храма. Автор стремится, с одной стороны, рассказать историю (реальную или легендарную) появления храма-памятника на озере Кубенском, а с другой, – и это главное! – передать читателям необыкновенную красоту зрелища и свое чувство восхищения не только волшебным видением, но и упорством монахов, создавших это рукотворное чудо. И то, и другое удается ему сделать ярко, образно, метафорически. С долей восхищения и трудовым подвигом монахов – строителей храма, и волшебной красотой самой постройки на фоне туманного озера!

 2

Это восхищение автора невольно передается читателю и заставляет о многом задуматься. Задуматься… О чем же? Например, о непонимании людьми одухотворяющего значения красоты, о варварском отношении к ней, о желании ради сиюминутной и неясной выгоды разрушать то, что долго и с любовью создавалось и сохранялось веками. Вторая часть рассказа, как будто по контрасту, повествует об ужасах советской действительности, когда опустошенные идеологией колхозники взорвали храм, чтобы использовать кирпич, из которого он был построен, для своих нужд, да и того не смогли: «получилась груда развалин, и только…»

 3

Примеров подобных событий множество.

В 1931 году был взорван Храм Христа Спасителя в центре Москвы. Главный русский храм должен был быть заменен храмом новой веры – Дворцом Советов, подобием Вавилонской башни, чудовищной постройкой гордого человека нового времени. Но судьба этого проекта оказалась плачевной – он так и не был построен, бассейн же «Москва», выстроенный взамен, стал пародийным напоминанием человеку о том, что зло не остается безнаказанным. 

Запустение и разрушение коснулось и Белогорского монастыря под Кунгуром, когда после гибели одних и выселения других послушников он перестал восприниматься большинством как место святости и красоты. Разрушение храмов было массовым. Но восстановление их сегодня не свидетельствует о том, что ценности красоты и святости становятся духом современного человека. Он продолжает оставаться варваром в другом – разрушая природу, погружаясь в оргии, убивая и разрушая. Ценности потребления, ценности западные, становятся причиной этого.

Об этом много писал Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя». На Западе, по его мнению, царство Антихриста. Призвание России – «сразиться с Антихристом, то есть с духом Запада», который был для Достоевского синонимом буржуазности. Он не считал народ идеальным, но полагал, что в нем, в отличие от буржуазного человека Запада, жив идеал правды, добра и красоты. Идея Достоевского «красота мир спасет» есть прямое отражение в идейно-образном мире писателя его непреходящей веры в духовную красоту народа.

 4

Не об этой ли красоте тоскует и В.П.Астафьев?

 5

 

2 Responses to Заключение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>