Своя позиция и аргументы

Не стоит быть слишком многословным, заявляя о своей позиции. Она должна быть сформулирована четко, конкретно, лаконично и в целом выражать согласие, или несогласие, или частичное согласие с позицией автора текста.

Основной акцент нужно сделать на аргументах, которые следует развернуть.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.

Сами аргументы могут приводиться из ЖИЗНЕННОГО или из ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА. 

Ведь критерий проверки сочинения (С1) №4 гласит: Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). 

Второй критерий может быть тоже из литературы или же из жизненного опыта.

Жизненный опыт бывает:

  • опытом многих поколений (традиционно-историческим) — это пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся хорошие традиции;
  • опытом экспертов ‒ людей, компетентных в определенных областях, ученых, профессиональных сообществ; 

Например: «Народная мудрость гласит:…», «Недаром сложилась традиция:…», «Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…»; «Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что…»; «Еще Петр I говорил, что…»; «Любой ис­торик скажет вам, что…»; «Большинство врачей счи­тают, что…»; «Как установлено японскими учеными…» и т. п.

  • опытом близких, родных, знакомых людей;
  • и, наконец, собственным жизненным опытом.

Например: «Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…   Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является ее доказательством)».

Теперь о читательском опыте.

Обращение к нему – сильнейший аргумент сочинения, целых два балла эксперты поставят, если встретят развернутый (с опорой на текст) аргумент из литературы. Но использовать такие аргументы нужно только в том случае, если вы хорошо помните и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.

Какие это будут тексты ‒ художественные, публицистические или научные (научно-популярные) ‒ неважно, аргумент будет засчитан и вы получите дополнительный балл за то, что обратились к литературе, книжному источнику. Надо указать автора, название (книги, монографии, энциклопедии, статьи, газеты, журнала) и дать ссылку на относящийся к проблеме кусок содержания.

Например: 

«Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремится к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее, чище…»

Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать ее Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.

Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения:

на мой взгляд, я убежден, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственное видение проблемы и др.

Можно воспользоваться и такими выражениями:

NN (автор) открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на…, словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.

Понять, как могут выглядеть различные аргументы и как они могут соотноситься с проблемами текста, поможет материал, собранный из разных источников и оформленный в созданную мной оригинальную таблицу. Ее можно скачать ниже по ссылке!

  Проблемы и аргументы (таблица) (455,5 Кб, 271 703 hits)

Я буду очень благодарна всем, кто вышлет любые дополнения к этому материалу:))))



style="display:inline-block;width:468px;height:15px"
data-ad-client="ca-pub-2925949349583586"
data-ad-slot="8901796351">

А теперь потренируемся!

Задание.   Доработайте текст сочинения, включив в него   аргументы из литературы.

Произведения  К. Паустовского я всегда читаю с удовольствием. В его рассказах особый взгляд на природу, они заставляют задумываться над общечеловеческими вопросами…

Проблемы старческого одиночества, взаимоотношений отцов и детей, материнской любви рассматриваются и в этом тексте, переплетаясь в канве авторского повествования.

«Одна на белом свете», ‒ пишет автор о Катерине Ивановне. Ее дочь не приезжает уже четвертый год: «забыла, значит, мать». Однако неизбывная нежность и прощение пронизывают слова и чувства героини, она любит безусловной, всепрощающей любовью свою дочь. Проблема одиночества усиливается и благодаря пейзажным зарисовкам: «Уже вечерело. Сад облетел». Смерть разлита в природе, образ одинокой звезды рождает чувство тоски в душе совершенно одинокого, страдающего человека.

Равнодушие дочери противопоставлено горячему и искреннему сочувствию повествователя. Автор намеренно вкладывает слова признания в любви к старой женщине в уста постороннего человека, это еще сильнее подчеркивает несправедливость судьбы и горечь одиночества.

Автор не осуждает дочь героини, не дает советов читателям, а помогает задуматься над поставленными проблемами, предостерегая от ошибок. К.Г. Паустовский убеждает нас в том, что нет ничего хуже одинокой старости.

Люди чаще болеют и быстрее стареют, когда их оставляют выросшие дети, когда меньше становится тревог и забот. Воспитав нас, родители нуждаются не только в нашем внимании, но и в помощи. Так складывается жизнь, что, вырастая, дети живут вдали от родителей, строят свою собственную жизнь, полную новых открытий и завоеваний. Порой они забывают о том, что их ждут, считая недели и дни до встречи, радуясь только редким весточкам. Но любовь родителей безгранична, они все прощают, принимая нас такими, какие мы есть.

Я полностью согласна с автором в том, что нельзя забывать родителей. Для этого требуется многое: время, внимание, забота. Жизнь доказывает: как ты относишься к родителям, так и твои дети будут относиться к тебе.

Христианские заповеди учат нас чтить отца и мать, но досадно, что многие об этом забывают. Больно смотреть на стариков, живущих в домах престарелых. А ведь у многих из них есть дети. Разве это не парадокс: имея детей, оказаться «выброшенными» за ненадобностью? Могут ли такие дети воспитать своих? Что, кроме бездушия, они дадут им?

4 Responses to Своя позиция и аргументы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>