Сочинение по тексту К.Паустовского

Исходный текст

1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.(3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)

 Сочинение №1

Первое сочинение написано в соответствии с порядком критериев проверки, в нем много шаблонизированных фраз. Его можно считать своеобразным «подарком» экспертам, поскольку оценивать в баллах такие работы очень легко. Но есть и минус − они уж слишком «правильные», а значит, скучноватые и несколько примитивные.

Однако экспертам деться некуда: раз сочинение написано в соответствии с  критериями, следовательно, должно оцениваться высоко.

В колонке справа обозначьте структурные части сочинения.

 

«Равнодушие – это паралич души», – писал известный русский писатель А.П.Чехов. Действительно, душевная черствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости.

 1

Передо мной фрагмент из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», в котором, на мой взгляд, автор тоже поднимает проблему равнодушия людей друг к другу.

 2

Автор раскрывает ее на примере взаимоотношений Насти и ее матери – Катерины Ивановны. Писатель обращает внимание читателя на то, что старая мать любит дочь и мечтает в последний раз приласкать ее. Но автор с горечью отмечает, что Настя бросила самого близкого ей человека («Как Катерина Ивановна жила … никому не известно»). К.Г.Паустовский, осуждает поведение Насти, поэтому не указывает причин, по которым она не навещает мать. А пейзажное описание осеннего сада создает символический образ холодного и темного мира, в котором угас свет человеческой любви. Горечь и сожаление звучат в словах рассказчика: «Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Изображая теплое отношение героя-повествователя к Катерине Ивановне, автор подчеркивает в конце текста, что живые, любящие родители – это счастье!

 3

Авторская позиция предельно ясна. К.Паустовский, безусловно, считает, что забота о пожилых, беспомощных людях – это дело святое, тем более, если эти люди – твои родители.

 4

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Мы должны быть добрее и внимательнее друг к другу, отзываться на чужую боль и беду, заботиться о своих близких и родных. Какими бы ни были родители, дети не должны оставлять их беде. Русская литература не раз обращалась к этой проблеме.

 5

Княжна Марья Болконская любит, уважает своего отца и до самой смерти заботится о нём, хотя у старого князя скверный характер. Он может сказать колкость своей дочери, не всегда доверяет ей, грозится прочитать письмо подруги, навязывает ей изучение столь нелюбимой ею математики. Но важнее для дочери любовь отца к ней, а не эти частности ее проявления, которые она готова простить.

 6

А вот другой дочери – героине повести «Станционный смотритель» А.С.Пушкина – выпало счастье иметь мягкосердечного и нежного отца. Однако ее роковая страсть к гусару заставляет совершить жестокость – она тайно бежит из дому, не получив благословения родителя и не сообщив ему о себе ничего. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а дочь появляется лишь на его могиле.

 7

Читая печальные строки рассказа К.Г.Паустовского, начинаешь размышлять о том, как важно самому не повторить ошибок дочери Катерины Ивановны, о том, что нужно всегда, несмотря ни на что, находить время для своих родителей, дарить им свою любовь и внимание, а также о том, что нельзя проходить мимо чужой беды. Внимание, сочувствие, сострадание – вот что может спасти нас, людей, от душевного холода.

 8

Сочинение №2

Второе сочинение, несомненно, творческое! Написать такое на экзамене удается единицам, но поставить такую задачу можно.

Зачем?

Во-первых, чтобы приобрести навык хорошо писать и анализировать чужие тексты.  Это пригодится в жизни, ведь без умения писать отличные тексты во многих профессиональных сферах не обойтись.

 Во-вторых, на такие работы сразу обращают благожелательное внимание при проверке, а позитивный настрой эксперта очень важен:  пишущего хорошо всегда хочется поддержать высокими баллами!

В колонке справа обозначьте структурные части сочинения.

 

«В мелочах кроется истина», «в художественных деталях кроется сущность образов», – давно известные наблюдения. Есть эти мелочи, эти детали, не ускользающие от читательского взгляда, и в рассказе К.Г.Паустовского о Катерине Ивановне.

Боится старая женщина умереть, так и не увидев дочери, не погладив «её русые волосы „очаровательной красоты‟»

 1

Как много скрыто в этих словах! Здесь и любование своей дочерью, и отсутствие обиды на нее, забывшую мать, откупающуюся от нее деньгами. Здесь и культура слова, выдающая культуру духа, и интеллигентность. И самое главное – смирение перед судьбой. Катерина Ивановна, несомненно, из тех интеллигентов дореволюционной еще эпохи, которые сохраняли достоинство в самых непростых условиях жизни.

Остается неясным – почему Настя оставила мать? Из соображений ли идеологических, или из-за нехватки времени, или же из личных обид?

Может быть, это и не столь важно.

Все равно – итог один: умирать придется Катерине Ивановне в одиночестве, и это самая горькая участь, по ее мнению, которую только можно представить.

 2

Да, этот текст об одиночестве, одиночестве перед лицом смерти… Умирает старый осенний сад, «умирает» день, превращаясь в вечер, – таков закон, перед которым все равны… Автор, вводя в отрывок пейзаж, как будто усиливает ощущение неизбежности ухода. Что может сгладить его?

Любящие, родные люди, которым дорог человек. Несомненно, эта мысль является важнейшей в тексте.

 3

Таким любящим человеком становится для Катерины Ивановны повествователь – в общем-то, и не родной даже ей человек. Но так бывает: кровное родство не всегда гарантирует родство душ.

 4

Так же одинок был перед смертью станционный смотритель Самсон Вырин, оставленный своей дочерью и спившийся от горя. Всю душу, всю любовь свою вложил он в нее, но…

За что судьба так его наказала? Не дает ответа А.С.Пушкин. Лишь поздние слезы раскаяния Дуни над могилой отца (как, возможно, и Насти над могилой матери) говорят о неминуемых муках совести детей.

 5

Мучает ли совесть сегодняшних «детей», бросающих своих старых родителей на произвол судьбы, отдающих их в дома престарелых? Правдами и неправдами захватывающих себе наследство? Обрекающих на одиночество перед смертью?

В СМИ много сведений о благотворительных акциях, которые проводятся общественными организациями (например, автобусы «Милосердие») по отношению к брошенным старикам, страдающим потерей памяти и потерявшим жилье. Чужие люди берут на себя заботу о тех, у кого живы и здоровы их близкие. Что в душах у этих, последних? Какая тьма?

 6

Хочется верить, что и в них отзовется когда-нибудь свет родительской любви. И дай бог, чтобы не тогда, когда они, брошенные уже своими отпрысками, оказались на краю гибели…

 7


Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Образцовые сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку. and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>