С5. Как изображали столичные города России русские писатели?

В ходе каких-либо событий значительную роль играет место происходящего: дом, поселок, город, страна. Во многих русских литературных произведениях город, где происходит действие, сам становится участником событий, создавая определенную атмосферу. Бесспорно, на протяжении столетий более всего русских писателей привлекают два столичных русских города, два эпицентра общественной жизни – Москва и Санкт-Петербург.

Зная традиции изображения в литературе этих двух городов, можно проследить прием резкой антитезы, часто применяемый авторами. Например, Москва ассоциируется у русского человека с образом допетровской Руси, средневековой, величавой, крепкой. Москва – белокаменная, златоглавая крепость, оберегаемая многочисленными храмами и монастырями, освещенная блеском их золотых куполов и наполненная колокольным звоном:

Но вот уж близко, перед ними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы…

так величественно описывает Москву А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

Не менее величествен в изображении Пушкина и Петербург в поэме «Мертвый всадник»:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный…

Петербург в стихотворениях поэтов пушкинской эпохи предстает перед читателями более строгим, более современным, нежели Москва, городом, здесь все направлено в будущее, все рукотворно, тогда как Москва неразрывно связана с великолепной живой природой:

Опоясан лентой башен,

Весь пестреешь ты в садах:

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

(Федор Глинка)

Золотым куполам и голубому небу Москвы резко противопоставляются желтые стены домов и серые мостовые Петербурга, например в стихотворении Иннокентия Анненского «Петербург»:

Желтый пар петербургской зимы,

Желтый снег, облипающий плиты…

Нева желто-бурого цвета…

Или же в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: желто-грязные обои в квартирах Раскольникова и старухи-процентщицы, желтые стены домов, желтый билет Сонечки Мармеладовой…

Все это говорит о том, что молодая столица русской литературой воспринимается как холодный, суровый, желто-серый, неуютный каменный город.

Внешний облик города определяет и характеры его жителей. Так, Анна Ахматова в стихотворении «Третий Зачатьевский» с нежностью вспоминает о московском переулке, где «по левой руке пустырь (природа), а по правой руке монастырь (религия)», а в поэме «Реквием» жалеет безвинные город и Русь, опозоренные и измученные «новыми» людьми с «новой» религией «без креста» (как видим у А. Блока в «Двенадцати») и в «кровавых сапогах»: «И ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград».

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой сосредоточил свой внимание на резком различии между нравами двух столиц. Москва – «город» Ростовых, их дом полон семейного тепла, дружелюбия, честности, открытости. В противоположность этому показан петербургский салон Анны Шерер, где светское высшее общество подражает европейским манерам, ведет себя напыщенно, льстиво, притворно.

Итак, противопоставление двух столиц явно прослеживается в русской литературе, что отражает наличие в русской истории и культуре двух разнонаправленных векторов развития — по западному и восточному (православному) образцу.

Анна Ежова, 11 класс, 2013

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Новости сайта, Образцовые сочинения в формате ЕГЭ по литературе and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>