Средства массовой информации или же средства массовой деградации?

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, ‒

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

А. А. Ахматова

Русский язык – бесценное богатство нашего народа, один из уникальнейших языков мира. Мы, носители русского языка, способны наиболее точно, ярко и образно выражать свои мысли и чувства. Безусловно, для Великого русского слова нет ничего невозможного.

Казалось бы, каждый из нас должен гордиться своим родным языком, ценить и беречь его. Но что же в действительности происходит с русской речью? И какова причина значительных изменений в современном русском языке?

Сейчас средства массовой информации оказывают огромное влияние на наше мировоззрение, образ жизни, нашу культуру и в особенности речь. Невозможно не ощущать это влияние, ведь СМИ окружают каждого и оказывают некое давление на общество в целом. Телевидение, радио, пресса, Интернет составляют наиболее распространённый и доступный канал современной коммуникации.

Изначально целью и основным предназначением СМИ было образовательное воспитание общества, передача важной информации, развитие культуры. Но в современном мире большая часть СМИ направлена на развлечение, проведение досуга. В связи с широким распространением, популярностью и доступностью СМИ получили возможность формировать языковые нормы огромных масс людей. К сожалению, такое влияние вполне справедливо считать негативным.

Со времен советской власти в СМИ произошел глобальный переворот. Пожалуй, отмену цензуры стоит отметить как одно из самых существенных изменений. Представители СМИ, получив полную свободу, перестали ориентироваться на нормы литературного языка, их цель: привлечь массы людей, и поэтому приходится «опускаться» до уровня большинства. Если раньше устное высказывание теле- и радиоведущих представляло собой письменную форму речи, то сегодня мы преимущественно становимся слушателями неподготовленных выступлений, а человеку без «бумажки» свойственно ошибаться. Всё это причины «засорения» языка СМИ.

В речи теле- и радиоведущих, участников различных телевизионных программ (в основном развлекательного характера) и даже журналистов печатных изданий всё чаще и чаще можно заметить употребление жаргонизмов, просторечной лексики, а также молодежного сленга («клево», «круто», «вау», «кайф», «мент», «лузер» и т. д.). В последнее время огромной популярностью пользуются реалити-шоу, где возможно использование даже ненормативной лексики, не говоря уже об остальных нарушениях языковых норм. Такие популярные среди молодёжи каналы, как MTV, Перец, Муз-ТВ, особенно славятся обилием разнообразных реалити-шоу без каких-либо ограничений.

«Засорение» русского языка словами иностранного происхождения – еще одна проблема, широко распространенная в СМИ. Заимствование, в основном, происходит из английского языка (его американского варианта). Причем такие слова, как продакшн, килер, креатив, френд, хит-парад, промоушн, тренд и многие другие, имеют большое количество синонимов русского происхождения, но, к сожалению, СМИ и их зрители, слушатели, читатели предпочитают употребление англоязычного, то есть модного варианта. В журналах о моде, знаменитостях, направленных на подростков 14 – 15 лет особенно часто бросаются в глаза английские слова, написанные русскими буквами, что, по моему мнению, смешно и неприемлемо.

Часто рекламные кампании, стараясь представить свой продукт как можно ярче и интереснее, коверкают слова, переворачивают их, придают двусмысленное значение. Всем известны такие рекламные слоганы, как «Не тормози, сникерсни», «Полный Бананас», «Не кисни – на радуге зависни» и многие другие, не отвечающие нормам русского литературного языка, но постоянно находящиеся на слуху и на виду у каждого россиянина.

С появлением и распространением Интернета люди оказались под мощным влиянием всемирной информационной паутины. Здесь можно встретить всё разнообразие ошибок, возможных в русском языке. Более того, с начала двадцатого века и по сей день в Интернете развивается так называемый «олбанский йезыг». Намеренные орфографические ошибки, большое количество жаргонов и ненормативной лексики – вот главные составляющие «йезыга». Насчёт этого у меня сразу возникает вопрос: почему же русский язык так ненавистен тем, кто позволяет себе презирать его? Такое надругательство и страшно, и смешно одновременно. Мне лично невыносимо обидно за русский язык.

Ещё Анна Ахматова в своём стихотворении «Мужество» призывала сохранить русскую речь, сейчас же проблема настолько серьезна, что одного лишь призыва будет недостаточно. Я считаю СМИ главным источником «засорения» русского языка, поэтому каждому, а в особенности правительству нашей страны, стоит задуматься над решениями данной проблемы. Цензура, жёсткий контроль – пожалуй, самый эффективный выход из ситуации. Также стоит обратить внимание на подготовку современных журналистов, устранение их непрофессионализма. СМИ должны воспитывать культуру в человеке, служить образцом для подражания, поэтому стоит принять нормы литературного русского языка как за основы в любых средствах массовой информации.

Никто не обязывает каждого гражданина нашей страны любить и чтить русский язык, но уважать его всё-таки необходимо. Будущее Великого языка напрямую зависит от его нынешнего состояния, ведь «…ошибки одного поколения становятся признанным стилем и грамматикой для следующих» (И. Б. Зингер).

Ворожцова Анастасия, 10 класс, 2013

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Сочинения, эссе, проблемные очерки and tagged засорение языка, , сленг, СМИ, сочинение на 5. Bookmark the permalink.

One Response to Средства массовой информации или же средства массовой деградации?

  1. Елена says:

    Здорово написано. Спасибо, мне пригодится при подготовке.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:

=) 8) :( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* Еще смайлы