Тренинг «Знакомство», дискуссия «Коллективный договор»

А.Д. Баландина, Лицей № 2 г. Перми

Начальная работа классного руководителя по формированию ученического коллектива в условиях «Нового образовательного центра (школа для старшеклассников)»

Важнейшие задачи классного руководителя, принимающего 10 класс, сформированный из учащихся разных школ, – сближение учащихся, формирование коллектива, комфортного психологического пространства в нем.

Одним из первых шагов на пути их решения являются для меня тренинг «Знакомство» и дискуссия «Коллективный договор».

Тренинг «Знакомство» преследует цель, обозначенную в самом названии, – максимально быстрое знакомство со всеми членами будущего коллектива, формирование установки на принимающее отношение к будущим одноклассникам.

Сценарий тренинга:

  1. Игра «Снежный ком»

Цель игры:знакомство и запоминание имен всех участников игры.

Правила: участники по кругу называют свои имена следующим образом:

1-ый участник называет свое имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например, Лена – ласковая); 2-ой участник говорит имя и характеристику первого и называет свои – имя и характеристику; 3-ий называет имена и характеристики 1-го и 2-го и называет свои и т.д.

Примечание: в качестве варианта – игра может выполняться и без произнесения характеристики.

  1. Упражнение «Фигура»

Цель упражнения: взаимопрезентация, установка на позитивное отношение друг к другу.

Ход упражнения: все участники разбиваются на четыре команды в зависимости от того, какую фигуру нарисовали на отдельном листке (не показывая друг другу) – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник или зигзаг. Члены каждой команды рассказывают о себе друг другу (в течение 10 – 15 минут), а затем каждая команда представляет своих членов всему классу, подчеркивая лучшие черты друг друга. После этого зачитываются микрохарактеристики людей, выбирающих ту или иную геометрическую фигуру (используется известная проективная методика исследования личности, предложенная С. Деллингер)

Квадрат – это, прежде всего, неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы – вот чем, прежде всего, знамениты истинные квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области.

Треугольник – эта форма символизирует лидерство, и многие треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Они энергичные, неудержимые, сильные личности, достигающие многого в жизни.

Круг – символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди, их благополучие. Круги способны сопереживать, отзываться на переживания другого.

Зигзаг – символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что это самая уникальная из всех фигур, единственная разомкнутая фигура. Зигзаги комбинируют различные идеи, создают на их основе что-то новое, оригинальное. Они остроумны, иногда язвительны. Им нужна свобода, полет, вдохновение.

Прямоугольник – это фигура, которая символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.

  1. «Вавилонская башня»

Класс делится на равные по количеству участников группы, в которые входит примерно равное количество «кругов», «зигзагов», «квадратов», «треугольников». (Установка: любая хорошая команда должна включать разных по своему складу людей – и лидеров, и творческих натур, и тех, кто следит за исполнением порядка, и тех, кто гармонизирует отношения). Задача каждой команды – за 15 минут построить Вавилонскую башню («Кто выше!») только из листов бумаги для ксерокса и канцелярских скрепок. Веселая работа заканчивается победой ДРУЖБЫ и чествованием призами всех участников тренинга.

Во время рефлексии участники признают, что в условиях полуторачасового тренинга узнали много нового друг о друге и прониклись симпатией ко многим будущим одноклассникам. После этого им легче определиться с выбором руководящего ядра класса – старосты, его заместителя и т.д.

Дискуссия «Коллективный договор» проводится с целью выработки правил жизни классного коллектива. Класс произвольно делится на четыре группы, члены каждой группы должны выработать свои предложения о том, какой они видят свою жизнь в новом коллективе, и представить их для обсуждения. Повторяющиеся в выступлениях предложения фиксируются наблюдателями (ими выступает классный руководитель и староста). В итоге формулируются и утверждаются правила, список которых размещается в классном уголке. Например, такие:

  1. Взаимоподдержка. В трудную минуту не отказывай в помощи, не будь эгоистом. Есть общие дела, в которых надо помогать друг другу.

  2. Воспитанность, вежливость. И по отношению к учителям, и по отношению друг к другу. Не надо никого унижать и обижать, шутки не должны быть обидны. Особое уважение – к девушкам.

  3. Заинтересованность друг в друге. Каждый неповторим, имей интерес к его миру, уважай его отличия, будь толерантен.

  4. Старайся хранить тайны, не сплетничать, не становись ябедой. Проблемы стоит обсуждать открыто, а не за спиной товарища.

  5. Имей позитивный настрой, приходя в коллектив.

  6. Не будь высокомерным. В чем-то ты действительно лучше, но не во всем, многие лучше тебя в чем-то другом, знай это и умей восхищаться другими.

  7. Соблюдение выработанных правил. Иначе – зачем они?

Share this post for your friends:
Добавить себе
This entry was posted in Классное руководство, Новости сайта and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>